Отчеты
 
 

День третий. Лодка. По каналам.

  Утром так хорошо спалось, но сон мой был прерван стуком в дверь. Я открыл, и сразу же после «здравствуйте» на меня обрушилось весьма настойчивое предложение лодки напрокат -  пришел отец хозяина квартиры. Час аренды его агрегата стоил в два раза дешевле, чем на лодочной станции. Я записал сотовый номер и пообещал зайти или позвонить, когда буду готов. Потом были утреннее умывание, завтрак, долгий поход в магазин. И когда все второстепенные дела были переделаны – я позвонил. Но лодку уже взяли в аренду соседки по квартире, которые сегодняшним вечером отбывали на материк.
  И мы отправились на лодочную станцию. От того места, до которого мы дошли в день прибытия, до лодочной станции оказалось недалеко. Мы шли не спеша, и по дороге нас перегнала внушительная группа туристов. Я даже расстроился малость – а вдруг не хватит нам лодки… Но опасения оказались напрасными – лодок хватило всем и даже остались лишние. Лодочная матрона, оставив группу, подошла к нам и поинтересовалась, а есть ли у нас карта. Карты у нас не было, и я бодро ответил, что будем плыть по пачке Беломора. В ответ – удивленное лицо: этот затертый анекдот оказался ей неизвестен. Хотя, чуть позже, выдавая мне весла, она переспросила, и я объяснил свою шутку. Теперь шутка была принята благосклонно.
  Всего весел было три – два для гребли, одно, небольшое, для прохождения узких каналов. Вместе с веслами была выдана и маленькая карта, на которой были отмечены большой и малый круги Соловецких каналов.  Круги, впрочем, кругами не были – оба маршрута начинались общей частью от станции до озера Щучьего, откуда налево по малому «кругу» лежал путь в озеро Большое Карзино, а направо - в Большое Красное озеро. В напутственном слове было сказано, что в основном все ходят по малому кругу, но, при большом желании,  можно пойти и на Красное озеро. Впрочем, я не особо прислушался к советам матроны, поскольку давным-давно уже решил для себя пройти все доступные каналы Соловков. Да и времени на это плавание было вполне достаточно. И мы отправились в путешествие по каналам и озерам.
  Выходили мы первыми – с группой ещё проводился инструктаж, и грузились они в лодки неспешно. У входа в первый канал мы догнали наших соседок – плыли они на деревянной лодке и гребли узкими, деревянными же веслами. И я не пожалел, что эта лодка не досталась нам. Наша пластиковая была куда легче, а лопасти весел были раза в два больше. Первый же канал между озерами Средний Перт и Круглое Орлово убедил в том, что малое весло было выдано не зря. Конечно, при некоторой сноровке, по этому каналу можно  было бы и проплыть, гребя двумя веслами, но лучшее - враг просто хорошему. А малое весло оказалось вовсе неплохим инструментом для хождения по Соловецким каналам.  Где отталкиваясь от деревянных или каменных берегов, а больше гребя им то с одной стороны лодки, то с другой - мы перемещались от одного озера до другого.
                                             
  Миновав Круглое Орлово, попутно обогнав соседок, мы вошли в следующий канал. Здесь нас потихоньку стала догонять первая лодка из большой группы, поэтому особо любоваться каналом я не стал и приложил все усилия к тому, чтобы скорее его миновать и выйти в озеро Щучье. Там, в Щучьем, все остальные лодки отправились на короткий круг, а мы, повернув направо, в гордом одиночестве глядя в план соловецкой системы, отправились искать канал в озеро Валдай. Увидел я указующий знак не сразу - он скрывался за чередой мысов. И указывал этот знак на вход в канал.
  По этому извилистому каналу, обрамленному деревянными сваями, то сужающемуся, то расширяющемуся, с зеленоватой водой в тени деревьев мы вышли в Валдай. И здесь встретили хитрую чайку. При виде нашей лодки она лениво взлетела и пролетев немного, села на воду впереди нашей лодки. Когда мы обошли её и оставили сзади - она повторила свой маневр. Что ж... Пришлось поделиться с ней хлебом, взятым с собой для перекуса по дороге. Так она и провожала нас по всему длинному и узкому озеру. Кусочек хлеба она подхватывала только с воды, как я ни старался забросить этот кусочек ей прямо в клюв на лету. И даже поняв, что большего от нас не дождаться - она всё равно выполняла свой полет раз за разом, до самого конца озера Валдай, бывшему, очевидно, её вотчиной - других чаек поблизости не наблюдалось.
  После Валдая нас ждал самый длинный канал в системе - три четверти километра. Пройдя его мы попали в Красное озеро. Тучи, висевшие над Соловками с самого утра, как раз в этот момент решили пролиться дождиком. К счастью, моросящим и непродолжительным. До конца озера мы не пошли, пройдя его до половины так, чтобы увидеть дамбу, на которой мы вчера отдыхали во время велосипедной поездки. Дамбу мы увидали и повернули назад, по пути высадившись на один из  островков, чтобы немного отдохнуть и перекусить.
                           
  Островок был небольшим - метров двенадцать в поперечнике. На валунах и мягком мхе росли низкие березки и сосенки. Обнаружил я и аборигенов - на острове присутствовал средних размеров муравейник с крупными черными муравьями, почти у самой воды. И как только они попали сюда?
  Перекусив и попив горячего чаю из термоса под небольшим и абсолютно не  мешающим дождиком, мы отправились дальше. На Валдае нас снова встретила и проводила знакомая чайка, которой вновь перепало несколько хлебных кусочков. А при выходе в Щучье озеро навстречу нам попалась лодка, движущаяся бесшумно и без помощи весел. В лодке были старенький иностранец со своей гидом-переводчицей и лодководитель, стоящий на корме и держащийся за что-то вроде руля. Позже я узнал, что моторные лодки категорически запрещены на Соловецкой системе, а эта лодка с электромотором. И её хозяин как раз и обслуживает подобные экскурсии. Наверное, нанять такую лодку - дорогое удовольствие. Больше туристов на оставшейся части маршрута мы уже не встретили.
  Из Щучьего озера мы, пройдя значительное расстояние вышли в канал, ведущий к озеро Плотичьему. Над этим узким каналом нависали кроны деревьев, косо растущих по его берегам, и отражающихся в спокойной зеленоватой воде.
                           
Сразу за окончанием канала мое внимание привлекла скамья у берега, утопленная по сидение в воду. Интересно, такая вода сейчас высокая в системе или просто кто-то бросил скамью в воду? А может, эта скамья для экстремалов?.. В общем, разрешение этого вопроса я оставил до возвращения на лодочную станцию.
                           
Миновав озеро Плотичье, попали в самый, на мой взгляд, необычный из каналов, текущий в полностью деревянных берегах. Если верить карте, он был вторым по длине - четыреста метров берегов, одетых деревом. Ширина его никак не позволяла работать двумя веслами. И его прохождение почему-то показалось мне самым трудным из всех. То ли потому, что накопилась уже некоторая усталость, то ли потому, что канал был идеально прямым и дальний его конец из-за этого приближался слишком медленно.
                           
  А на выходе из канала в озеро Большое Карзино нам встретился "поезд" из пяти лодок. Всю эту махину вел мальчик, сидевший в первой лодке. разминувшись с ним на большой воде озера мы понаблюдали, как он проходит канал. Он греб то двумя, то одним веслом, а потом просто вышел на деревянный бортик канала и потащил за собой лодки на веревке. А мы отправились дальше в озеро. И только увидев вдали у берега знак, отмечавший причал, повернули назад. Пока фотографировали засыпающие под серым небо каналы, любовались видами на озерные берега, мальчик с лодками успел оторваться от нас. А мы не спеша плыли по каналам, и ещё раз вспоминали пройденные сегодня километры.
                           
  Ни один из каналов не был похож на другие. Иные - в выложенных валунами берегах, с такими же огромными валунами на дне у берегов, которые иногда задеваешь веслом. Другие с остатками гидросооружений, вроде запорных ворот. Но гидросооружения эти ныне находятся в запустении, ветшая и обваливаясь,  а остатки их хитрых механизмов валяются, искореженные, на берегу, медленно и уверено превращаясь в ржавчину. Третьи, поверх валунных берегов одеты деревом. Еще один канал, кажется, между Валдаем и Щучьим, проходит по заболоченной местности, в широком разливе воды, и его берега отмечены старыми, вбитыми в грунт сваями, также потихоньку разрушающимися от времени и отсутствия заботы.
  Немного поволновавшись в хитрых заводях Щучьего озера, мы всё же вышли на путь, ведущий домой - к лодочной станции и вскоре, уже в Среднем Перте, догнали "лошадку, везущую хворосту воз". А потом и обогнали лодочный "поезд". И как ни старался мальчик не уступит нам, но на его стороне было только одно преимущество - молодость. А у нас была одна легкая лодка, и разогнавшись, мы легко обошли его на пути к причалу.
                           
  Потом, у лодочной матроны, мы выяснили, что молодые люди - школьники старших классов, подрабатывают перегоном лодок, оставленных тургруппами на причалах Карзина и Красного. А сразу по приходе, когда мы достали из лодки вещи и весла, матрона подошла к нам и состоялся у нас следующий диалог.
-
А я вас потеряла. Наверное, на Красное озеро ходили?
- Да мы, собственно, по обоим кругам прошлись...
- Вы что?!! У меня так никто не ходит!
- А нам хотелось всё посмотреть. Какой смысл два раза ходить?
- Ну, что ж теперь с вами делать? Семь часов всё же ходили...
Поговорив ещё немного на эту тему, мы сдали весла, и я задал интересовавший меня вопрос.
 - А скажите, сейчас уровень воды в системе очень высокий?
- Ну да, весна же, конечно.
- ...
И на прощание нам было предложено: "А давайте чаю попьете со мной?"
  От чая пришлось отказаться, поскольку очень хотелось успеть в кафе, обедать в ужин в котором уже успели привыкнуть. Обратно пошли другой дорогой, которая вывела нас куда-то на край поселка с видом на аэропорт. Немного поплутав по улицам и не решившись спрямить путь через чьи-то ещё незасеянные огороды, мы вскоре вышли в центр. В кафе мы успели и были там последними посетителями. Так закончился этот замечательный "лодочный" день.
  И в заключение - совет последователям. Лучше всего ходить бригадой из двух лодок, оставляя их на конечных причалах большого и малого кругов. А потом, после небольшой прогулки по дороге между причалами, возвращаться на лодочную станцию на лодках своих партнеров. Думаю, что получить разрешение на такой обмен не составит большого труда.

Фотоальбом "По озерно-канальной системе"

День приездаДень второй  / День третий  / День четвертый  / День отъезда