Утром так хорошо спалось,
но сон мой был прерван стуком в дверь. Я открыл, и сразу же после «здравствуйте»
на меня обрушилось весьма настойчивое предложение лодки напрокат - пришел
отец хозяина квартиры. Час аренды его агрегата стоил в два раза дешевле, чем на
лодочной станции. Я записал сотовый номер и пообещал зайти или позвонить, когда
буду готов. Потом были утреннее умывание, завтрак, долгий поход в магазин. И
когда все второстепенные дела были переделаны – я позвонил. Но лодку уже взяли в
аренду соседки по квартире, которые сегодняшним вечером отбывали на материк.
И мы отправились на лодочную станцию. От того места, до которого мы дошли
в день прибытия, до лодочной станции оказалось недалеко. Мы шли не спеша, и по
дороге нас перегнала внушительная группа туристов. Я даже расстроился малость –
а вдруг не хватит нам лодки… Но опасения оказались напрасными – лодок хватило
всем и даже остались лишние. Лодочная матрона, оставив группу, подошла к нам и
поинтересовалась, а есть ли у нас карта. Карты у нас не было, и я бодро ответил,
что будем плыть по пачке Беломора. В ответ – удивленное лицо: этот затертый
анекдот оказался ей неизвестен. Хотя, чуть позже, выдавая мне весла, она
переспросила, и я объяснил свою шутку. Теперь шутка была принята благосклонно.
Всего весел было три – два для гребли, одно, небольшое, для прохождения
узких каналов. Вместе с веслами была выдана и маленькая карта, на которой были
отмечены большой и малый круги Соловецких каналов. Круги, впрочем, кругами
не были – оба маршрута начинались общей частью от станции до озера Щучьего,
откуда налево по малому «кругу» лежал путь в озеро Большое Карзино, а направо -
в Большое Красное озеро. В напутственном слове было сказано, что в основном все
ходят по малому кругу, но, при большом желании, можно пойти и на Красное
озеро. Впрочем, я не особо прислушался к советам матроны, поскольку давным-давно
уже решил для себя пройти все доступные каналы Соловков. Да и времени на это
плавание было вполне достаточно. И мы отправились в путешествие по каналам и
озерам.
Выходили мы первыми – с группой ещё проводился инструктаж, и грузились
они в лодки неспешно. У входа в первый канал мы догнали наших соседок – плыли
они на деревянной лодке и гребли узкими, деревянными же веслами. И я не пожалел,
что эта лодка не досталась нам. Наша пластиковая была куда легче, а лопасти
весел были раза в два больше. Первый же канал между озерами Средний Перт и
Круглое Орлово убедил в том, что малое весло было выдано не зря. Конечно, при
некоторой сноровке, по этому каналу можно было бы и проплыть, гребя двумя
веслами, но лучшее - враг просто хорошему. А малое весло оказалось вовсе
неплохим инструментом для хождения по Соловецким каналам. Где
отталкиваясь от деревянных или каменных берегов, а больше гребя им то с одной
стороны лодки, то с другой - мы перемещались от одного озера до другого.
Миновав Круглое Орлово, попутно обогнав соседок, мы вошли в следующий
канал. Здесь нас потихоньку стала догонять первая лодка из большой группы,
поэтому особо любоваться каналом я не стал и приложил все усилия к тому, чтобы
скорее его миновать и выйти в озеро Щучье. Там, в Щучьем, все остальные лодки
отправились на короткий круг, а мы, повернув направо, в гордом одиночестве глядя
в план соловецкой системы, отправились искать канал в озеро Валдай. Увидел я
указующий знак не сразу - он скрывался за чередой мысов. И указывал этот знак на
вход в канал.
По этому извилистому каналу, обрамленному деревянными сваями, то
сужающемуся, то расширяющемуся, с зеленоватой водой в тени деревьев мы вышли в
Валдай. И здесь встретили хитрую чайку. При виде нашей лодки она лениво взлетела
и пролетев немного, села на воду впереди нашей лодки. Когда мы обошли её и
оставили сзади - она повторила свой маневр. Что ж... Пришлось поделиться с ней
хлебом, взятым с собой для перекуса по дороге. Так она и провожала нас по всему
длинному и узкому озеру. Кусочек хлеба она подхватывала только с воды, как я ни
старался забросить этот кусочек ей прямо в клюв на лету. И даже поняв, что
большего от нас не дождаться - она всё равно выполняла свой полет раз за разом,
до самого конца озера Валдай, бывшему, очевидно, её вотчиной - других чаек
поблизости не наблюдалось.
После Валдая нас ждал самый длинный канал в системе - три четверти
километра. Пройдя его мы попали в Красное озеро. Тучи, висевшие над Соловками с
самого утра, как раз в этот момент решили пролиться дождиком. К счастью,
моросящим и непродолжительным. До конца озера мы не пошли, пройдя его до
половины так, чтобы увидеть дамбу, на которой мы вчера отдыхали во время
велосипедной поездки. Дамбу мы увидали и повернули назад, по пути высадившись на
один из островков, чтобы немного отдохнуть и перекусить.
Островок был небольшим - метров двенадцать в поперечнике. На валунах и
мягком мхе росли низкие березки и сосенки. Обнаружил я и аборигенов - на острове
присутствовал средних размеров муравейник с крупными черными муравьями, почти у
самой воды. И как только они попали сюда?
Перекусив и попив горячего чаю из термоса под небольшим и абсолютно не
мешающим дождиком, мы отправились дальше. На Валдае нас снова встретила и
проводила знакомая чайка, которой вновь перепало несколько хлебных кусочков. А
при выходе в Щучье озеро навстречу нам попалась лодка, движущаяся бесшумно и без
помощи весел. В лодке были старенький иностранец со своей гидом-переводчицей и
лодководитель, стоящий на корме и держащийся за что-то вроде руля. Позже я
узнал, что моторные лодки категорически запрещены на Соловецкой системе, а эта
лодка с электромотором. И её хозяин как раз и обслуживает подобные экскурсии.
Наверное, нанять такую лодку - дорогое удовольствие. Больше туристов на
оставшейся части маршрута мы уже не встретили.
Из Щучьего озера мы, пройдя значительное расстояние вышли в канал,
ведущий к озеро Плотичьему. Над этим узким каналом нависали кроны деревьев, косо
растущих по его берегам, и отражающихся в спокойной зеленоватой воде.
Сразу за окончанием канала мое внимание привлекла скамья у берега, утопленная по
сидение в воду. Интересно, такая вода сейчас высокая в системе или просто кто-то
бросил скамью в воду? А может, эта скамья для экстремалов?.. В общем, разрешение
этого вопроса я оставил до возвращения на лодочную станцию.
Миновав озеро Плотичье, попали в самый, на мой взгляд, необычный из каналов,
текущий в полностью деревянных берегах. Если верить карте, он был вторым по
длине - четыреста метров берегов, одетых деревом. Ширина его никак не позволяла
работать двумя веслами. И его прохождение почему-то показалось мне самым трудным
из всех. То ли потому, что накопилась уже некоторая усталость, то ли потому, что
канал был идеально прямым и дальний его конец из-за этого приближался слишком
медленно.
А на выходе из канала в озеро Большое Карзино нам встретился "поезд" из
пяти лодок. Всю эту махину вел мальчик, сидевший в первой лодке. разминувшись с
ним на большой воде озера мы понаблюдали, как он проходит канал. Он греб то
двумя, то одним веслом, а потом просто вышел на деревянный бортик канала и
потащил за собой лодки на веревке. А мы отправились дальше в озеро. И только
увидев вдали у берега знак, отмечавший причал, повернули назад. Пока
фотографировали засыпающие под серым небо каналы, любовались видами на озерные
берега, мальчик с лодками успел оторваться от нас. А мы не спеша плыли по
каналам, и ещё раз вспоминали пройденные сегодня километры.
Ни один из каналов не был похож на другие. Иные - в выложенных валунами
берегах, с такими же огромными валунами на дне у берегов, которые иногда
задеваешь веслом. Другие с остатками гидросооружений, вроде запорных ворот. Но
гидросооружения эти ныне находятся в запустении, ветшая и обваливаясь, а
остатки их хитрых механизмов валяются, искореженные, на берегу, медленно и
уверено превращаясь в ржавчину. Третьи, поверх валунных берегов одеты деревом.
Еще один канал, кажется, между Валдаем и Щучьим, проходит по заболоченной
местности, в широком разливе воды, и его берега отмечены старыми, вбитыми в
грунт сваями, также потихоньку разрушающимися от времени и отсутствия заботы.
Немного поволновавшись в хитрых заводях Щучьего озера, мы всё же вышли на
путь, ведущий домой - к лодочной станции и вскоре, уже в Среднем Перте, догнали
"лошадку, везущую хворосту воз". А потом и обогнали лодочный "поезд". И как ни
старался мальчик не уступит нам, но на его стороне было только одно преимущество
- молодость. А у нас была одна легкая лодка, и разогнавшись, мы легко обошли его
на пути к причалу.
Потом, у лодочной матроны, мы выяснили, что молодые люди - школьники
старших классов, подрабатывают перегоном лодок, оставленных тургруппами на
причалах Карзина и Красного. А сразу по приходе, когда мы достали из лодки вещи
и весла, матрона подошла к нам и состоялся у нас следующий диалог.
- А я вас потеряла. Наверное, на Красное озеро ходили?
- Да мы, собственно, по обоим кругам прошлись...
- Вы что?!! У меня так никто не ходит!
- А нам хотелось всё посмотреть. Какой смысл два раза ходить?
- Ну, что ж теперь с вами делать? Семь часов всё же ходили...
Поговорив ещё немного на эту тему, мы сдали весла, и я задал интересовавший меня
вопрос.
- А скажите, сейчас уровень воды в системе очень высокий?
- Ну да, весна же, конечно.
- ...
И на прощание нам было предложено: "А давайте чаю попьете со мной?"
От чая пришлось отказаться, поскольку очень хотелось успеть в кафе,
обедать в ужин в котором уже успели привыкнуть. Обратно пошли другой дорогой,
которая вывела нас куда-то на край поселка с видом на аэропорт. Немного поплутав
по улицам и не решившись спрямить путь через чьи-то ещё незасеянные огороды, мы
вскоре вышли в центр. В кафе мы успели и были там последними посетителями. Так
закончился этот замечательный "лодочный" день.
И в заключение - совет последователям. Лучше всего ходить бригадой из
двух лодок, оставляя их на конечных причалах большого и малого кругов. А потом,
после небольшой прогулки по дороге между причалами, возвращаться на лодочную
станцию на лодках своих партнеров. Думаю, что получить разрешение на такой обмен
не составит большого труда.