Отчеты

Опоки.

"Если я чего решил, то выпью обязательно"
(В. Высоцкий)

Это была уже третья моя попытка достичь деревеньки Опоки, что стоит на реке Сухоне в шести десятках километров от Великого Устюга. Первая состоялась летом 2012 года, о ней - кусочек моего отчета "Как я не доехал никуда". Если говорить вкратце - виной тому оказался отвалившийся редуктор переднего моста по дороге из Вологды в Великий Устюг, более чем в трех сотнях километров от цели. Вторая попытка была предпринята через год (ей посвящен отчет "Недостижимые Опоки") - на сей раз нас остановил разрушенный паводком мост через реку Стрельна. До Опок оставалось не более десятка километров.

Третья поездка началась в июле этого года. Несмотря на то, что маршрут через Вологду был немного длиннее маршрута через Кострому, я выбрал именно его. Причина проста - прошел год, но воспоминания о той дороге, густо населенной "ёжиками", пучинами и ямами не вызывали большого желания вновь повторить прошлогодний опыт. Выехали в пять утра и шли к цели с минимальным количеством остановок в пути - от Великого Устюга нас отделяло более девятисот километров. Ярославль миновали по объездной без особых трудностей. Остановились на заправку и перекус в Грязовце - там неплохие обеды в "Баранке". Вологду миновали тоже по объездной, хотя "наш друг, Герой России Иван Сусанин" (навигатор) упорно предлагал маршрут через город. Но нынче ездить по объездной неплохо - все бывшие "узкие" места теперь регулируются светофорами. После окончания объездной идет ремонт трассы "Холмогоры" на нескольких километрах сразу - дорогу значительно расширяют и. судя по всему. делают на ней разделительную полосу. И дальше дорога была весьма неплоха - вплоть до поворота на Тотьму и Великий Устюг.

И снова ехали без остановок, отмечая путевые точки и сравнивая время их прохождения с расчетным. Выигрыш по времени порой составлял до пятидесяти минут, несколько уменьшаясь после санитарных остановок. Дорога и здесь, в целом, была неплохой, хотя отдельные участки побитого асфальта не давали совсем уж расслабиться. И, наконец, вот он - долгожданный поворот на Опоки, полтора километра грейдера, приведшего к большой площадке у дороги (очевидно, стоянка) и полкилометра вьющейся по лесу грунтовки с весьма крутыми поворотами. И сразу по выезде из леса открывается чудо.

 

Береговые откосы Сухоны здесь достигают высоты более шестидесяти метров высоты, с крутизной склона до 70 градусов и напоминают слоеный пирог. Отложения Пермского периода Палеозойской эры за многие и многие тысячелетия прорезала Сухона и открыла их нашему взгляду. Отложениям этим более 200 миллионов лет!

О

Мы немного прогулялись по берегу Сухоны, поговорили с местным жителем (живут здесь, в основном, только в летнее время), записали телефон лодочника, что приметили на щите на въезде в деревню и отправились в Великий Устюг, на ночевку.

В кафе неплохой, в общем-то, гостиницы "Двина" с нами случился казус - официантка принесла вместо заказанной рыбы... пельмени (блюда, как ни странно, очень похожи на вид) и сказала, что ошиблась - рыбу принесли другому посетителю и он её уже ест. Разборок устраивать не стали и отправились отдыхать. А утром вновь выехали в Опоки. Многие интернет-источники утверждают, что до Опок семьдесят километров. Смею заверить, что это не так. Максимум - шестьдесят два. И проверено это было трижды!

Лодочники в Опоках возят туристов, в основном, к фонтану на противоположном берегу. За сто пятьдесят рублей. Я же попросил нашего лодочника Николая

показать нам Опокский порог и отвезти к водопаду, который находится в ущелье, в треугольном разрыве пермской стены на противоположном берегу. Но сначала он отвез нас к фонтану, высадив метров за триста до него, объяснив, что прямо к фонтану подойти невозможно из-за большой мели. С тем и отбыл, попросив позвонить, когда нам вновь понадобятся его услуги.

И мы пошли вдоль берега на шум воды. Сначала стал виден небольшой ступенчатый водопадик, по которому убегала в Сухону вода источника,

а затем стал виден и верх фонтанных струй.

Поднявшись вверх по немного скользковатому склону мы очутились на площадке, где в центре небольшой воронки била вверх мощная струя. Но как я ни старался, как ни бегал вокруг фонтана - поймать радугу мне не удалось. Наверное, солнце было тогда не на нужном месте. Впрочем, и без радуги фонтан впечатлял.

Фонтан этот, как и фонтан судогодский (вторая микроэкскурсия), искуственно-естественный, пробурен в 40-х годах прошлого века. Во времена СССР вода из фонтана использовалась для нужд местной фермы.

Фонтан этот, как и фонтан судогодский (вторая микроэкскурсия), искуственно-естественный, пробурен в 40-х годах прошлого века. Во времена СССР вода из фонтана использовалась для нужд местной фермы. Ныне же это место служит для увеселения путешествующих и устройства пикников, о чем свидетельствуют установленные вокруг фонтана столы и беседки.

Мы провели на фонтане около часа и затем позвонили Николаю. Вскоре он прибыл и повез нас к водопаду, рассказывая по пути историю этих мест. Показал нам место, где стоят остатки плотины, построенной заключенными в 1947 году и в ту же весну смытой напрочь паводком. Порог же оказался обычной шиверой - каменистым перекатом на мелководье, правда, с весьма быстрым течением. А потом мы вышли на берег чуть поодаль от разрыва и отправились по берегу в сторону водопада. Местами казалось, что берег покрыт старым то ли асфальтом, то ли бетоном красновато-бурого оттенка. Позже Николай объяснил, что это те же породы, из которых сложены стены  - окаменевшие известняки и глины.

Водопад открылся, когда мы подошли к разрыву стены - текущий из густого леса ручей падал тонкими струйками по слоистым ступенькам, образуя у их подножия небольшое озерцо из которого вытекал ручеек, несущий воду и белую пену в Сухону.

Посетив водопад, мы вернулись на пристань и расплатились с Николаем. Всего эта поездка обошлась в пятьсот рублей. А потом отправились смотреть остатки плотины и поклонный крест в память умерших на строительстве Опокского гидроузла.

От плотины осталась самая малость - бетонно-деревянная стенка, отделенная от берега Сухоны небольшим болотцем. А ведь сколько трудов и жизней было здесь положено!

И в завершение поехали посмотреть на поклонный крест.

В который раз мое желание подъехать как можно ближе сыграло со мной злую шутку. Решив поставить машину  поудобнее, я свалился передним правым колесом в глубокую яму, скрытую травой. Сразу выбраться не удалось, ни назад, ни вперед - машина просто оставалась на месте. Да ещё и какой-то непонятный шум слышался при нажатии на газ. Я вышел из машины и остолбенел - правое заднее колесо крутилось в воздухе в полуметре от земли. Сразу вспомнилась известная фраза про крутые джипы, но потом я также вспомнил и о маленьком рычажке блокировки дифференциала. Как обычно, включился он с трудом. Зато машина совершенно спокойно, без усилий, выбралась из ямы вперед. И это был первый раз, когда мне не пришлось приложить никаких физических усилий!

Ещё раз полюбовавшись с высокого берега на порог, оказавшийся шиверой,

мы отправились в Великий Устюг. Наконец-то сбылась моя мечта - я увидел Опоки!