Отчеты

Недостижимые Опоки.

"В России нет дорог - только направления"
 

Кажется, собираться каждый год в Опоки и каждый год туда не попадать, становится недоброй традицией. И если в прошлом году я не доехал туда по собственной вине - отвалился редуктор переднего моста, то в этом году форс-мажор был уже природного характера. Впрочем, обо всем по порядку.

В отличие от прошлого года, в Опоки я собирался доехать от Великого Устюга, а не от Вологды. А до Великого Устюга добраться по маршруту через Кострому - Мантурово - Никольск. Старт был взят ранним утром от костромского вокзала. Проехать предстояло шесть сотен километров, на которые я, по опыту множества предыдущих поездок, положил восемь с половиной часов. И поначалу, выехав из города, поддерживал скорость около сотни километров в час. Перед этой поездкой машине было сделано очередное ТО, заменены кое-какие детали, так что на форс-мажоры я не рассчитывал. Да и дорога до Мантурово вполне располагала к оптимизму.

Однако, за Мантурово мой оптимизм стал иссякать. Таких плохих дорог я не видел уже давно. Сначала начались участки с чередованием выбоин и заплаток. Выбоины приходилось объезжать, а на участках с ямочным ремонтом машину сильно трясло. Затем начались и другие, более сильные "чудеса". Хотя "сисек" - дорожных знаков "неровная дорога" было достаточно, а на многих из них обозначалось и расстояние, встреча с первым "ёжиком" стала неожиданностью.

Как правило, ямы и пучины располагаются или сразу же за закрытым поворотом или на вершине горки, то есть заранее их не увидишь. Вот здесь бы и поставить знак, ан нет! Так что дальше пришлось ехать с большей осторожностью и меньшей скоростью, несмотря на то, что встречались довольно длительные отрезки нормального асфальтированного шоссе.

Хуже всего дорога стала в районе границы Костромской и Вологодской областей. А где-то в районе Никольска я попал под зоркий взгляд камеры, определившей мне штраф в триста рублей. Интересно, где это я так смог разогнаться?

В паре мест встретились и капитальные ремонты дороги. На мой взгляд, в этих местах можно было бы и погодить, сначала отремонтировать участки с "ёжиками". Хотя, кто знает, повремени там с ремонтом - и станут эти участки хуже виденных, а то и вовсе непроезжими.

На одном из участков, населенных "ёжиками", я услышал в открытое окно дребезжащий звук - как будто кто-то встряхивал ведро с болтами. На равной дороге звук пропадал, а вот на ямках слышался весьма отчетливо. Я даже остановился посмотреть - не отвалилась ли защита. Защита была на месте, видимых дефектов не обнаружилось, и я решил заехать на следующий день на сервис. На всякий случай.

Но всё плохое рано или поздно заканчивается. По мере приближения к Великому Устюгу дорога становилась лучше, и в город мы прибыли через одиннадцать с лишним часов после старта.  Устроились в гостинице и отправились на небольшую прогулку по набережной. Осталось непонятно - то ли набережную ещё будут доделывать, то ли она останется в таком виде - засыпанной острым крупным гравием. Ходить по нему опасно, если не для жизни, то уж точно для обуви.

Ещё только подходя к набережной, услышали хоровое пение. На лестнице, ведущей к воде, в самом низу её расположилась компания девушек старшего возраста. Пели они неплохо, а вот сфотографировать их я постеснялся. А вскоре у девушек появился благодарный слушатель. По сложной траектории он дошел до лестницы, спуститься по которой только смог на пару ступеней. Затем земное притяжение заставило его резко присесть. И остаться слушать "сирен" в задумчивой позе. 

А мы отправились дальше вдоль набережной, по течению Сухоны, любуясь церквями и старыми домами набережной. Обнаружили и пару необычных архитектурных памятников. Первый удалось определить точно - солнечные часы, подаренные городу скульптором Виктором Кахи ещё в 70-е годы.

Второй, после долгих дебатов, было определен, как новогодняя елка, которую лениво убирать в

запасники. Решив пройти к другому концу набережной, мы повернули обратно. Хор уже разошелся. Ушел и его единственный слушатель. Зато мы понаблюдали за странными эволюциями небольшого кораблика, шедшего со стороны Двины. Сначала кораблик шел вдоль Сухоны, а потом, резко развернувшись, причалил к берегу прямо под нами.

На берег сошли несколько пассажиров, а кораблик неторопливо отправился к противоположному берегу, пристал к нему и, так же ссадив пассажиров, отправился дальше. Прямо водное такси, с остановкой по требованию!

На этом развлечения наши не окончились. Сначала мы остановились возле церкви Прокопия Праведного, посмотреть на черный камень из каменной тучи. И тут появился мотодельтаплан. Он приближался со стороны заходящего солнца. По случаю праздника с сидения пилота свешивалась веревка с флагами. Мотодельтаплан сделал круг рядом с куполами церкви и полетел снова на запад.

Мы помахали ему рукой. Пилот помахал нам в ответ. Я вытащил фотоаппарат и сделал снимок. И тут началось...  Мотодельтаплан нарезал круги вокруг церкви. Мы махали ему, а он в ответ махал нам. Я сделал несколько снимков. Но торчать с задранной к небу головой вскоре надоело и фотоаппарат был убран. Пилот сделал ещё пару кругов и, видя нашу резко упавшую активность, заложил вираж и исчез за куполами церкви. А мы отправились в гостиницу, готовиться к завтрашней поездке. Планы на завтра оказались поломанными. Я собирался стартовать, как можно раньше, но посчитал необходимым заехать на сервис, а открывался он только в девять утра.

Утром позавтракали в гостинице и отправились на сервис - узнать, что же гремит в машине. Оказалось - новый суппорт. Нивская фича, а не баг, по словам механика. Зато обнаружилась утечка бензина из-под слегка отвернувшейся гайки ФТО. И только благодаря тому, что машину наклонили при поисках источника дребезга. Эта неисправность была устранена, и вскоре мы отправились в сторону Опок. И вот, когда до вожделенного поворота осталось меньше десятка километров, надежды попасть на этот раз в Опоки растаяли.

Сначала привлекла внимание жирная подсыхающая грязь на асфальте. Потом - стоящие внизу, у моста и на дороге справа машины. Направо же, вниз уходила разъезженная грунтовка, грязь с которой мы только что и увидали на дороге. Мост через реку Стрельня, по-видимому, смытый паводком, только восстанавливался, зияя пустым пролетом между двумя быками, подобно беззубой

улыбке. Посмотрев, как тракторами волокут машины через реку и вверх по размытому склону, как причудливо скользит, пробуксовывает и ворочается на раскисшей грунтовке джип на полном приводе, мы решили не ехать в Опоки в этот раз. Решение далось тяжело - уж больно ценен становился в этот раз "приз". Может, кто и посмеется или покрутит пальцем у виска, но решающим стало то обстоятельство, что судьба ли, фортуна или рок настойчиво отвращали нас от этой поездки - это и гремящее колесо, и задержка на сервисе, и капавший, наверное, полдороги до Устюга бензин. И последней каплей стал разрушенный мост. Я как-то стал более внимательно относится к таким приметам. Кто-то или что-то настойчиво не советует мне ехать в Опоки. Что ж, прислушаемся... А может, просто не пришло время.

И удивило вот ещё что. Раз восстановление моста затянулось, то почему бы не обратится к военным: пара понтонов, пара грейдеров, немного песка и щебня - и объездная дорога готова. Мост для пешеходов сумели же сделать! А так... Развернувшись, мы поехали в Троице-Гледенский монастырь. Поскольку времени у нас оставался солидный запас, я дал немного порулить штурману, уже как два года имеющему права, но не имеющему машины. Благо, дорога была ровной, шершавой и практически безлюдной. Или безмашинной?..

Переехав в Устюге по мосту через Сухону, мы вскоре повернули по указателю на Морозовицы. По хорошему асфальту доехали до открытого места на косогоре над рекой Юг. Здесь асфальт оканчивался, а дорога разбегалась по сторонам. А вместо камня с письменами на развилке стоял промтоварный магазин. Объявление на двери извещало, что в продаже имеется разливной квас. Мы зашли в магазин и спросили продавщицу про дорогу к монастырю. Оказалось - налево. Кроме кваса и промтоваров магазин торговал ещё и мороженным. А квас оказался просто превосходным. Будучи за рулем, я сделал  только маленький глоточек - на пробу. М-м-м...

По пыльным и извилистым деревенским улицам мы добрались до монастыря, стоящего на холме, неподалеку от слияния Юга с Сухоной. От этого слияния и начинается Северная Двина.
 

Внутри монастырских стен дул легкий ветерок и было безлюдно. Главный храм был закрыт на замок. Мы походили немного по территории монастыря, осмотрели стены и башни, вышли на холм за пределы стен, откуда были вскоре изгнаны сильным и холоднющим ветром. Поднялись по ступеням храма к закрытым дверям - поцеловать замок и ехать обратно.





Но в это время из домика рядом вышли двое - женщина и мужчина в форме охранника. Оказалось все по-взрослому - есть касса, есть экскурсия. Мы взяли билеты, разрешение на съемку и музейная дама начала свой рассказ. Только для нас. Многое в рассказе откровенно удивляло - и слова об обрушившейся пристройке к соседней с храмом церкви, где в конце времени Советов был интернат для слабоумных, о пересылке, устроенной в годы коллективизации на гульбище, для чего его специально перекрыли сверху, об уцелевшем уникальном иконостасе, иконы которого ни разу не реставрировались, лишь покрывшись за годы забвения голубиным пометом. А иконостас и правда выглядел очень красиво, с яркими красками икон - даже не верилось, что все это сохранилось с XVIII века и прошло без больших потерь через годы безбожия и богоборчества.

Из монастыря мы отправились назад в Устюг. В гостиничном ресторане то ли поздно пообедали, то ли рано поужинали, вкусно и сравнительно недорого. И пошли гулять по городу, теперь в сторону, противоположную набережной. Посетили парк, расположенный вокруг Спасо-Преображенской церкви, прошли по улицам к уже закрытому фирменному магазину "Северная чернь" и оттуда по маленьким улочкам и переулкам вернулись на улицу Красная, где была наша гостиница. И вот на этих непримечательных улочках встретились нам весьма необычное зрелище и забавно-умилительная картинка. Сначала наше внимание привлек забор и деревья без листвы, укутанные, как нам показалось, в какую-то полупрозрачную белую пленку, сквозь которую били лучи заходящего солнца.

Мы подошли поближе и рассмотрели феномен - забор, кусты и деревья были густо покрыты полупрозрачной паутиной. На мгновение даже стало страшновато - представился сидящий где-то поблизости огромный паук из фильмов-ужастиков. Впрочем, при более внимательном изучении, творцы феномена были нами найдены. Ими оказались обычные небольшие гусеницы  в необычно большом количестве.

И на нашем дальнейшем пути встретилась ещё пара таких мест, где безлистые кусты и деревья на улице стояли, одетые с корней до крон в белую вуаль.

Ну а забавно-умилительная картинка - это дремлющий у стены магазина серый кот в объятиях плюшевой куклы.

А как же сладко он зевнул, разбуженный щелчком затвора фотоаппарата!

Но пора было заканчивать прогулку - назавтра нас ждал обратный переезд в Кострому, по дороге, полной неожиданностей. Ещё бы! Забегая вперед скажу - получить штраф за превышение в тысячу рублей, на дороге, где средняя скорость составила всего 60 км/ч, а на отдельных участках двигаться можно было не более 40, и то, если впереди не тащилась фура-длинномер или медленно, ползком, объезжал ямы низкосидящий недопривод. Изначально я хотел в этот день доехать до Плёса и переночевать там, дабы прогуляться по раннеутреннему городу. Но, взглянув на ценники гостиниц, где ещё оставались свободные номера - поменял Плёс на Кострому. Ну, не миллионер я ни разу!

Ну, раз в Плёс не ехать - есть лишний час. И мы поехали посмотреть на резиденцию Деда Мороза. Нашли её довольно легко - как выяснилось из расспросов встреченных водителей, любая из двух дорог приводит туда. А других там и нет. Подъехав к воротам резиденции мы прикидочно оценили размер видимой её части, а потом, посмотрев на схему возле ворот, решили, что внутрь не пойдем.

 Хоть и далеко уже не дети, но и бегать галопом по Европам, чтобы успеть за час, нам не надо. Толком ничего не увидишь и не запомнишь. И повернули назад - в Кострому. Обратная дорога  запомнилась  частыми остановками - уж  больно много  встречалось на пути интересных и звучных, а

порою и просто забавных названий рек и населенных пунктов. Часть из них остались за кадром - чем не повод проехаться ещё раз по этой дороге-направлению. А приехали мы в Кострому через десять с лишним часов, отсчет которым начался на мосту через Сухону в Устюге.

Кострома в этот раз была просто перевалочным пунктом - приехали, переночевали и утром снова в путь. В Плёс. А в Плёсе шел предпоследний день фестиваля "Зеркало". Поэтому машины пускали только по пропускам, заворачивая простых шаромыжников на огромную бесплатную стоянку на пороге города. Бесплатную, хотя плакат на въезде гласил: "10 руб/час, 120 руб/сутки. Мы поставили машину на свободное место и по начинающейся уже жаре побрели в город.

По традиции сперва направились в парк на Соборной горе - полюбоваться видами на утопающий в зелени город и величавую Волгу.

Потом по узкой мощеной улочке спустились вниз, где чуть не доходя площади

увидели небольшую выставку картин, как подумалось сначала. Называлась она, кажется, "Туманы Плёса". Или как-то похоже - я точно не запомнил. И действительно - на каждой пейзажной фотографии (а это были именно фотографии большого размера) был запечатлен тот или иной вид города в тумане. Жена художника рассказала нам, что все эти фотографии сняты одним днём. А вот другие фото - черно-белые портреты были сняты во время проводимой какой-то "конторой" ретро-фотосессии. На этих фотографиях были запечатлены люди в костюмах конца века XIX.

После этого от площади повернули на набережную и отправились по ней направо - в сторону Левитановского и художественного музея. Последний был всё ещё на ремонте. Ну, а набережная была уставлена лотками с различной копчёной рыбой и, конечно же, знаменитым плёсским копченым лещом. "Пообщались" немного с бронзовой дачницей. Долго пообщаться не удалось - толпа желающих сделать тоже самое не иссякала.

И пошли обратно, отметив по пути, что по городу бегает открытый автопоезд, пользующийся большим успехом у гостей города. Бегает от до автостоянки. И уселись пообедать в кафе с видом на пристань, к которой как раз причаливало круизное судно, и на плавучую платформу фестиваля, на которой, впрочем, не было видно никакой жизни. Обед оказался не слишком быстрым, но довольно вкусным.

И, к сожалению, пришла пора возвращаться домой. Хотя и казалось, что уезжать рановато, но пробки на горьковском шоссе в районе Кузнецов и Буньково, а потом и Балашихи, рассудили по-другому - домой я прибыл с отставанием от расчетного времени часа, эдак, в три. И, что интересно - видимых причин для образования пробок не было - начинались они задолго до светофоров, за светофорами продолжались и заканчивались вдруг, на ровной чистой дороге без малейших следов ремонта или недавнего ДТП.

А в Опоки я обязательно съезжу!