«Листая старые страницы» или «Как я не доехал никуда». (2011-2012)
«Не было гвоздя -
Лошадь захромала.
Вот и окончился ещё один год. Високосный. Говорят, что годы високосные плохие, обильные на всякие беды, неурядицы и невзгоды. Ну, не знаю, не знаю… Не верю я в подобные вещи. Да и эти високосные годы – их ведь тоже выдумали. Для выравнивания календаря. Вообще-то, для меня год прошлый, вовсе не високосный, оказался нехорошим. А уж своей черной тенью этот нехороший год накрыл и нынешний, двенадцатый.
Нелирическое отступление.
Заметил, что время от времени на нашем форуме К2000 появляются отчеты с названиями «Как я не доехал туда-то» - кто до Хетоламбины, кто до Урала… Я же за полтора года не доехал много куда – список «недоеханностей» весьма обширен. «Не доезжал» я куда-нибудь практически в каждую свою поездку. Вот так и появилось название этого опуса. Всё началось в июле 11-го года, со слов приёмщика на автосервисе после последнего гарантийного ТО и ремонта: «Сделали машинку, как себе». Меняли мне подшипники в коробке и помпу. Выяснилось позже, что себя сервисмены не любят совсем. На сервис мне пришлось вернуться на следующий же день – на скорости в сорок км/ч руль просто рвался из рук. Оказалось – плохо отбалансирована раздатка, хотя и напевал мне приемщик о неотбалансированных колесах. После повторного ремонта тряска осталась, правда, не такая сильная. Другие недоделки «пэтэушного сервиса» вскрылись уже в дороге.
Как мы не доехали до: Короля Песочницы, Гирваса и Кивача.
Первая беда настигла меня уже в двухстах километрах от Москвы. Не желая пропустить поворот на Гаврилов-Ям, я, щурясь от яркого встречного солнца, искал глазами нужный указатель. А вот когда повернул, то сразу же увидал, что стрелка указателя температуры залипла глубоко в красном секторе. Остановившись и заглянув под капот, я увидал слетевший ремень помпы и генератора и переполненный расширительный бачок. Сдуру я снял крышку радиатора и небольшой фонтанчик перегретого антифриза выплеснулся наружу. Остановив попутный грузовик, я попросил о помощи, которая и была мне оказана – ремень был водружен на место, а водитель грузовика указал мне на отсутствие одного из трех болтов шкива, из-за чего, собственно, и слетел ремень. И то ли этот болт забыли на сервисе, то ли закручен он был так плохо – я не знаю. Закрутив подходящий ржавый болт из запасов, я отправился дальше, несколько сократив маршрут, намеченный на этот день. В Костроме заехал на сервис, где поменял ремень – старый был немного пожеван, и прикупил в запас пару литров антифриза. Оттуда непрямой дорогой отправился в Вологду. Там мне предстояло провести пару дней в ожидании приезда штурмана. С которым мы должны были отправиться по маршруту Вологда – Каргополь – Петрозаводск – Рабочеостровск. На следующее утро я отправился пробить маршрут до Коноши, поскольку о дороге этой имел весьма малое представление. Дорога оказалось неплохой, машина вела себя хорошо и казалась вполне исправной, и я успокоился насчет последствий перегрева. Как впоследствии выяснилось – совершенно напрасно. Настроение было под стать дню – безоблачному, яркому и теплому. В Явенге случился забавный эпизод. Дорога привела меня к закрытому переезду, на котором стоял бездвижно товарный состав. Рядом, на травке под откосом дорог, стоял внедорожник, вокруг которого расположилось отдыхающее семейство. У них я узнал, что они «загорают» здесь уже с час. Чуть позже из будочки у переезда появился железнодорожник, который поведал мне, что подобные составы могут здесь стоять и по целому дню. А проехать можно: «Вон там, по руслу реки, под железнодорожным мостом. Да Вы не бойтесь, там мужики все крупные камни убрали». И добавил, что только вчера там проехала иномарка с низким клиренсом. Название марки я забыл. Я сказал об этой возможности проехать водителю внедорожника и вскоре мы форсировали реку под мостом по мелкой гальке.
Доехав до Коноши, я разузнал у местного таксиста, что дорога до Няндомы проезжаема и повернул обратно. Состава на путях в Явенге уже не было, так что реку мне форсировать не пришлось. На следующий день я встретил штурмана на вокзале Вологды, и мы отправились в Каргополь. Где-то в дороге начал повизгивать ремень генератора, натянуть который я сам бы не смог, а искать сервисы по дороге не хватало времени. Да и где их там искать? В Каргополе, забросив вещи в гостиничный номер, мы сразу же отправились в Ошевенск. Пыля по проселочной дороге, мы доехали до гаишника на Ниве, который и остановил нас. Как оказалось, ему нужны были понятые для составления протокола на пьяного мотоциклиста, им задержанного. Там же, во время остановки, я выяснил и причины стука сзади, слышного при проезде кочек и прочих неровностей, коих предостаточно встречается на северных грейдерах. Вылетела резиновая втулка из амортизатора. И снова я тихим незлым словом вспомнил автосервис. Ремень генератора тоже не давал мне забыть о «сделали, как себе», периодически напоминая о том звуком, похожим на лошадиное ржание. Я ещё смеялся: «Это восемьдесят лошадей под капотом ржут». Зря смеялся, как выяснилось впоследствии. В Ошевенск пришлось добираться кружным путем, поскольку старого моста на дороге не было, а новый только строился.
Посетили мы и деревню Халуй, где не смогли, как ни старались, найти место, в котором одноименная река исчезает под землей, чтобы вновь появиться на поверхности уже за деревней. Уж больно круты были берега, неприветлив лес на них и слишком скользки камни на реке. Следующее утро было утром выходного дня, поэтому искать сервисы в Каргополе мы не стали, решив отложить назревший к тому времени ремонт авто до Пудожа или Петрозаводска. И отправились в сторону Петрозаводска, заехав по пути в Красную Лягу и Кучепалду.
Остановились и на Лекшме-реке, полюбоваться на белые водяные лилии, росшие в изобилии на излучине реки.
Потихонечку мы приближались к «родовой вотчине» Алексея, к которому намеревались заскочить на часок. Но тут, не выдержав, порвался ремень генератора. Пролежав под и проскакав возле авто в бесплодных попытках как-то самому разобраться с проблемой, я остановил встречный УАЗ-буханку. Двое из УАЗа за полчаса поставили и отрегулировали ремень, получив за помощь пятьсот рублей и бутылку хорошей штурманской водки. Они же указали на то, что шкив разболтался, и его неплохо было бы поменять. А отвалившуюся с одной стороны защиту картера я обнаружил уже сам. Всё-таки, на приснопамятном автосервисе вовсе не научили работников нормально закручивать гайки. Для восстановления крепления необходима была, помимо болта и гайки, ещё и вкладка - посему и этот ремонт было решено отложить до Пудожа или Петрозаводска. Время бежало неумолимо и, в итоге, мы не доехали до Короля Песочницы, и даже не смогли сообщить ему об этом ввиду отсутствия сотовой связи в его родных пенатах. SMS-ку я всё же послал. В Пудоже было зря потрачено время на поиски сервиса – там мне отказали напрочь в любом ремонте. Потом мы ждали парома в Вознесенье и не доехали до вепсского музея в Шелтозере. Петрозаводск нас встретил хмурыми тучами. Потратив время в поисках дороги на Бараний Берег,
к месту встречи с одноклубниками, мы подъезжали под проливным дождем, медленно ползя по лесной дороге. Здесь я обратил внимание, что двигатель снова начал перегреваться – стрелка упрямо подползала к красному сектору. Слава богу, что дорога вскоре закончилась у берега Онежского озера, где ждали нас промокшие друзья. Вечером удалось немного посидеть в теплой компании и даже искупаться под моросящим дождиком в неожиданно теплом Онего. Следующее утро было солнечным и тихим, вот только на душе было неспокойно и сумрачно. На всех ближних авторизованных автосервисах мне было отказано ввиду большой загруженности. Но удалось отремонтироваться «в гаражах» - этакий «город мастеров» рядом с торговым центром и какими-то крупными сервисами. Машинке поставили на место защиту, поменяли шкив, прокачали систему охлаждения и поставили новые втулки под амортизаторы. И, с большим отставанием от намеченного графика, выехали из Петрозаводска в Кемь, где вечером этого дня должны были присоединиться к группе одноклубников, с которыми ранним утром следующего дня должны были отбыть на Соловки. В этот день мы не доехали до Гирваса и Кивача. Где-то на полпути между Петрозаводском и Медвежьегорском стрелка указателя температуры вновь поползла вверх, к красной черте. Верх радиатора при этом оставался холодным. На Медвежьегорской развилке я заправил машину и успел ещё на сервис, где двое мужичков наглядно показали мне, как выгоняется пробка из радиатора. Погоняв двигатель и глядя в отверстое жерло радиатора, они удовлетворенно покивали, сказав: «Видишь, больше не пузырится. Ушла пробка». Вся дальнейшая дорога до Рабочеостровска была разбита на отрезки быстрого движения с долгими поначалу остановками, где я сбрасывал избыточное давление из радиатора, а потом доливал туда антифриз. Стоило только сбросить скорость ниже шестидесяти километров, как двигатель тут же начинал перегреваться. А мест, где приходилось снижать скорость, было предостаточно. Несколько разбитых кусков дороги, пятнадцатикилометровый участок ремонтов, где все время приходилось тащиться за низкосидящими недоприводами, приводили к очередной остановке и «изгнанию злого духа» из радиатора. После нескольких фонтанов из открываемого радиатора с последующим доливом антифриза, я приспособился открывать крышку без потери охлаждающей жидкости, подобно тому, как открывают бутылки с газировкой, медленно стравливая давление из под чуть-чуть отвернутой крышки. А вытесненный в расширительный бачок антифриз передувал обратно в радиатор. В Рабочеостровск я прибыл выжатый, как лимон.
Первая диагностика и Соловки.
В Рабочеостровске более опытные товарищи, осмотрев и обнюхав подкапотное пространство, вынесли вердикт: прогорела прокладка ГБЦ. После чего, перекусив и выпив водки, я уснул беспокойным сном. Назавтра мы отправлялись на Соловки. Эти несколько Соловецких дней остались в моей памяти большим туманным пятном, с редкими вкраплениями отчетливых воспоминаний об отдельных местах и прогулках. Неопределенность ситуации с автомобилем держала меня в нервном напряжении всё время пребывания на Соловках, отпуская только на те самые короткие моменты, когда красота или новизна посещаемых мест перевешивали груз тревоги. На Соловках я осуществил давно задуманный план лодочно-пешего перехода двумя экипажами по Соловецкой озерно-канальной системе, а также подарил смотрительнице лодочной станции две пачки "Беломора", позиционировав их, как географическую карту.
Со всей компанией впервые в жизни проехался на болотоходе и познакомился с белухами и крачками.
Первые отнеслись к знакомству индифферентно, занятые своими белушьими делами. А вторым я явно не понравился и на все попытки сближения они отвечали яростными атаками в область головы и телеобъектива.
Ещё я открыл для себя болота Большой Муксалмы
и мыс Печак, где немного понаблюдал за жизнью Белого моря
и каменных россыпей.
Вернувшись с Соловков мы попрощались с одноклубниками и отправились, несмотря на вечернее время, в Мончегорск. При выезде из "Причала" какие-то люди указали мне на то, что из машины что-то капает. С этим напутствием мы и отбыли.
Как мы не доехали до: Гаджиево и Варзуги с Кузоменью.
Дорога до Мончегорска тоже была довольно мучительной - приходилось часто останавливаться, чтобы выпустить "злого духа" из радиатора. Прибыли мы в Мончегорск, хоть и светлой, но глубокой ночью. В гостинице я просто провалился в тяжелый сон. А утром встал невыспавшимся, с резью в глазах, и отправился на поиски СТО. Со второй или третьей попытки СТО удалось найти. Там взялись поменять прокладку, отведя на это часов пять-шесть. Дальше я отправился в гостиницу, где снова улегся спать. Где-то в середине дня мне позвонили и попросили забрать машину. Посоветовавшись со штурманом, решили сегодня в Гаджиево не ехать, а переехать в Умбу, где уже была забронирована гостиница. А на следующий день, в который раз поменяв планы, вместо Варзуги ехать в Гаджиево. Четыреста километров, отделявшие нас от Умбы мы проехали на одном дыхании. Я был в полной уверенности, что мытарства мои с машиноремонтами окончились. Как бы не так!.. В Умбу мы прибыли поздно, что в этой поездке уже стало обыденностью. Сил и времени хватило только на то, чтобы соорудить ужин и улечься спать. Утро выдалось замечательным - ярким и солнечным, но хорошее настроение моё продержалось совсем недолго. На одной из горок при подъезде к Кандалакше стрелка указателя температуры снова поползла вверх. И снова - поиски сервиса, отказы со ссылкой на очередь на неделю и, наконец, на одном из больших сервисов меня передали "гаражным мастерам". За вещами, оставленными в Умбе, пришлось ехать на такси. Таксист оказался хорошим парнем, рассказывавшим и показывавшим по дороге достопримечательности Кандалакшского края.
На ночь мы устроились в гостинице. Наутро, попрощавшись со штурманом, я отправился забирать машину. Штурман же уезжал вечером поездом, договорившись с давешним таксистом о целодневной экскурсии по окрестностям Кандалакши. Ну, а я отправился на машине, как мне думалось, домой. "Мастера" сказали мне, что в Мончегорске плохо отшлифовали ГБЦ, поэтому, мол, и все беды повторились. Отъехать мне удалось всего лишь километров на семьдесят. И всё повторилось вновь. В довершение моих бед лопнул тросик капота, и я не мог добраться до радиатора. Позвонив "мастерам", что возвращаюсь, я добрался до поста ГАИ со стрелкой указателя в красном секторе и, узнав у гаишников, телефон эвакуатора, стал звонить. Безрадостная картина: "Я. может быть, подъеду часа через два-три...". Плюнув на идею добраться до Кандалакши с помощью эвакуатора, я подождал минут двадцать, пока двигатель охладился до приемлемой температуры, зажег аварийку и полетел в Кандалакшу со скоростью 120 км/ч. На большой скорости двигатель не успевал сильно нагреться. В Кандалакше "мастера" учинили машине новую диагностику с разборкой, проверив и термостат и помпу и, наконец, систему охлаждения. Вставили в радиатор пластиковую бутылку с обрезанным дном и завели двигатель. Минут через десять, когда один из "мастеров" подошел глянуть, из радиатора ударил вверх через бутылку фонтан горячего антифриза. Брызги полетели "мастеру" в лицо и я испугался за него. Но, к счастью, все обошлось. Тут же была скинута ГБЦ и найдена волосяная трещина на поверхности блока цилиндров. Через неё выхлопные газы поступали в систему охлаждения, не давая циркулировать жидкости в радиаторе. Купить блок цилиндров в Кандалакше невозможно, его надо заказывать и ждать, пока привезут. Посему я договорился с мастерами, что машина постоит у них, а я скоро привезу из Москвы новый блок. Затем побежал и купил на вокзале билет в Москву.
Взять пришлось дорогой, купейный, поскольку других не было никаких. В ожидании поезда я накупил в ларьке несколько книг - детектив и фантастику и позвонил штурману, который весьма этому удивился, считая, что я уже нахожусь где-нибудь под Сегежей. Мы встретились и снова простились на вокзале - поезда наши уходили один за другим. Вот так мы не доехали до Гаджиево и Варзуги с Кузоменью. Через несколько дней, с большими трудностями, купив в Москве блок цилиндров, я доставил его в Кандалакшу. Не рискнув тащить тяжеленную железяку через мост над железной дорогой, с другой стороны которого и находился ангар "мастеров", я нашел такси. Таксист отвез меня к ангару, спросил у кого я ремонтируюсь и глубокомысленно изрек: "Тебе к Серёге надо было бы. А не к этим, бракоделам". Сначала я расстроился, но потом подумал, что раз ремонтируются у них люди, значит не всё так плохо. И уже много позже выяснилось, что таксист всё-таки был абсолютно прав. Возились "мастера" с машиной долго - я несколько раз заходил к ним и звонил. Сказали, что "гранаты не той системы" - что-то не то с натяжителем цепи и что они поставили мне аж две прокладки ГБЦ вместо одной, якобы, чтобы я мог ездить на 92-м бензине. А я и так ездил на нем... Выехать из Кандалакши мне удалось только около шести вечера. А следующим днём мне надо было быть дома. Так я и ехал с минимумом остановок, пользуясь белой ночью. На развилке у Прокшино я заехал на берег Кемы - немного поспать, потому что глаза просто слипались и дальше в таком состоянии было ехать просто опасно. Развернув новый спальник, я просто укрылся им и провалился в сон. Сон был тяжел, а где-то через полтора часа к месту моей стоянки подъехала Нива-Шевроле с подмосковными номерами и ее хозяин стал хлопать дверями и затем принялся за помывку, создавая неприятный шум. И я решил, что пора ехать дальше. Липин Бор, Кириллов, Вологда промелькнули незаметно. В Грязовце я заправил машину и перекусил сам. А дальше, без остановок, доехал до Челюхи, покрыв полторы тысячи километров за двадцать пять часов, с двухчасовым перерывом на сон. Впереди ожидали меня трудные времена, и многие места, куда я хотел попасть, но - "Как я не доехал до..." продолжило мучить меня в каждой большой поездке, уже в двенадцатом году.
Как мы не доехали до: Вологды и Сизьмы, да и Тотьму толком не посмотрели.
А вот об этом я рассказал в своем прошлогоднем отчете "На недельку, до второго...". Наскоро повторюсь - из-за плохой шлифовки ГБЦ в систему охлаждения попадало масло. Сначала это привело к замене первой точки маршрута с Вологды на Кострому - для скорейшего ремонта. А после ремонта, в общем-то, сделанного совсем неплохо, единственный шланг системы охлаждения, который не поменяли, "дал огня", заставив меня понервничать, особенно на обратном пути, когда мы возвращались в Вологду из Тотьмы. Однако, если оставить в стороне потерянные нервные клетки и неосвоенные маршруты - то, в целом, поездка оставила очень приятные впечатления.
Как мы не доехали до: Опок, Великого Устюга, Плёса.
Казалось бы, после многократных ремонтов все было в порядке, ведь к середине августа двенадцатого года машина уже пробежала почти полтора десятка тысяч километров, отсчитывая от Кандалакши. Поэтому в очередную поездку с заездом в Кострому на плановое ТО я отправился совершенно спокойно. Планы были обширны - в них входили посещение села Великого, Пошехонья, Опок с их фонтаном, Великого Устюга, всё того же Плёса и почти недельное пребывание в Чебоксарах с кольцевыми поездками и выездом по грибы. Также планировалось посетить Сизьму, до которой не удалось доехать в прошлый раз. Начиналось всё просто великолепно. Ранний выезд пятничным утром из Москвы позволил обойтись без пробок и езда была просто в удовольствие. Первой точкой маршрута стало село Великое, что по дороге на Гаврилов-Ям. Там на центральной площади, напротив магазина "Наш", и вправду установили копию мозаичного полотна Ломоносова "Полтавская битва". Но, то ли погода была пасмурной, то ли закрыта была мозаика каким-то покровом, но уж больно бледной и неказистой она мне показалась.
После посещения Великого мы вернулись на М8 и поехали дальше. В Ярославле я не поехал через центр и, немного помучавшись от плохой дороги в начале объездной, вскоре выкатил на её новую часть, где поехал " с ветерком". У Данилова свернул на Пошехонье и поехал по новой для себя дороге. Незадолго до поворота я обогнал иномарку с номером региона 93. После недолгих раздумий, по аналогии с Москвой и Питером, пришел к выводу, что машина эта была из Краснодарского края. Что вскоре и подтвердилось вербально. На этой новой дороге я сделал несколько остановок для фотографирования названий рек или населенных пунктов в мою коллекцию. На одной из них меня и догнала та самая иномарка и остановилась немного впереди. Водитель подошёл ко мне и спросил, верно ли, что эта дорога ведет в Пошехонье. Я ответил, что еду туда, но в первый раз, а навигатор не возражает. Выяснилось, что едут они в Череповец, а сами из Краснодара. Когда я задавал навигатору конечную точку, он, кроме названия города, не потребовал ни улицы, ни дома. И привел нас на главную площадь и под указующей рукой местного Ленина объявил о прибытии.
Мы немного походили по центру Пошехонья под небольшой изморосью, а потом отправились к музею Топтыгина. Музей оказался закрытым, хотя расписание его работы говорило об обратном. Мы походили вокруг и уже было решили отчалить несолоно хлебавши, как вдруг рядом остановилась машина и дама-водитель поинтересовалась, а не музей ли мы хотим посетить. Получив утвердительный ответ, она сказала, что смотрительница сейчас вернется. Оказывается, она ушла за зарплатой. Так что музей Топтыгина нам посмотреть удалось. Я даже посидел на трехметровой охотничьей засидке, сделанной из березовых жердей и бревен.
Из Пошехонья мы отправились в Вологду по дороге через Кукобой и Бакланку. Говорят, что в Кукобой переехала Баба-Яга, которую изгнали с горы Мауры, что под Кирилловым.
Хотя и прибыли мы в Вологду не слишком рано, пришлось потратить часок на проезд по городу и посещение магазинов, в ожидании, когда освободится снятая квартира. А наутро отправились в Сизьму, куда прибыли незадолго до полудня, немного заблудившись дорогой под чутким руководством навигатора. Посетили местную церковь, где хранятся обломки каменного чудо-креста, по легенде приплывшего в Сизьму по реке. Поднялись и на колокольню, откуда открывается вид на село и окрестности,
Отмечу при этом, что церковь эта действующая, с зимним и летним помещениями! Слегка перекусив и покормив местного рыжего пса, мы решили сначала съездить в Починок и Соловарку, оставив посещение местных сиземских музеев на более позднее время. В Починке попили водички из источника,
Вернувшись в Сизьму, я получил ещё один "холодный душ" - музеи оказались уже закрытыми, и открывать их нам никто не собирался. Думаю, по причине посещения Сизьмы в тот субботний день несколькими группами на больших автобусах. "Караул устал" - то бишь экскурсоводы уже выполнили свою норму произнесенных слов. И мы вернулись в Вологду, остановившись в придорожной беседке попить чайку из термоса с купленными в Сизьме пирогами. А назавтра нам предстояла дорога в Опоки и Великий Устюг.
Турист заблудился в лесу. Утро следующего дня выдалось на загляденье. Прохладный легкий ветерок, ярко-голубое небо с нежно-кремовыми облаками, немного машин на улицах и потом на трассе. Я наслаждался ездой, погодой и природой за окнами авто. Мы строили планы – стоит ли заехать в Кадников, или, может, лучше провести часок-другой в Тотьме. И как там в Опоках – удастся ли сразу найти лодку, чтобы попасть к фонтану, не потратив много времени. Увы, счастье длилось совсем недолго. Когда до поворота на Тотьму оставалось около двадцати километров, впереди вдруг что-то резко застучало и загремело. Звук бьющего о железо железа был крайне неприятен и не сулил ничего хорошего.
- Раздатка накрылась, - подумал я, вспомнив вдруг
что-то про прошлогодние ремонты. Остановился, полез под машину, в надежде, что
вдруг что-нибудь куда-нибудь попало – камень там или ветка. Конечно, ничего
лишнего я не обнаружил, равно, как и какую-нибудь очевидную поломку. Снова
тронул машину вперед и снова, в такт движению, раздалось громыхание. Тогда я
попросил штурмана попытаться определить источник стуков снаружи. Штурман тоже не
смог точно указать место.
Достав сотовый телефон, я принялся названивать в
Кострому – хозяину сервиса, где я делал все предыдущие ремонты своему
несчастному авто.
И точно – на удерживающей номер рамке, подаренной
мне в один из визитов в тот самый сервис, красовалось его название и номер
телефона. С облегчением вздохнув, я набрал заветный номер и вскоре получил
необходимые указания, что и как надо будет сделать. А ещё я отчетливо понял, что
в этот раз мы не доехали до Тотьмы, Опок с их крутыми берегами и фонтаном и до
вотчины Деда Мороза – Великого Устюга. А ещё – не придется мне проехать
дорожкой, что ведет от Великого Устюга через Пыщуг, да в Кострому. В который раз
помянув криворуких «пионеров» из московского сервиса, я принялся набирать три
цифры, которые пишут на всех заборах и щитах. А также шлют в эсэмэсках сотовые
компании – «112». Ну, не знаю, как в Америках и прочих Европах, а у нас
дозвониться до этого номера не так-то просто. Пришлось доставать второй,
мегафоновский, сотовый. Здесь мне ответили, но, как в анекдоте о заблудившемся
туристе и медведе – легче мне не стало. Это были всего лишь пожарные, не знающие
ни о каких эвакуаторах. Положение начинало походить на безвыходное. И вот тут я отважился позвонить квартирохозяевам в Вологду. Они-то мне и помогли связаться с эвакуаторщиком, уже из Вологды. Часа через полтора тот был на месте и вскоре мы затащили машину на платформу, а сами уселись в кабину эвакуатора. Уехать далеко не пришлось – сразу же за первым поворотом дороги нашим взорам открылась картина – стоящая на дороге слегка помятая пассажирская «Газель» и стоящая на скате обочины новенькая иномарка с вспоротой краской вдоль всего левого борта и снесенным напрочь зеркалом. В аварии никто из людей не пострадал и никто же не знал телефона местного ГАИ. Вот тут то и пришлись кстати мои бесплодные попытки найти эвакуатор в Соколе. Мы позвонили в ГАИ и оставили место происшествия, покатив в Вологду. Позвонил мне и хозяин сервиса. Теперь мне надлежало найти любой сервис, снять передний и задний карданы и далее, отпустив эвакуатор, искать попутные буксиры до Костромы. Поскольку, доставка машины эвакуатором в Кострому выливалась бы в сумму, равнозначную той, что пришлось бы уплатить за замену раздатки на новую. Небольшой придорожный сервис нашелся быстро, на подъезде к Вологде. Там уже был клиент, но он согласился пропустить нас без очереди. Задний кардан был снят быстро и без проблем. Во время же снятия переднего выяснилось, что не раздатка повреждена, а просто-напросто отвалился редуктор переднего моста. Он то и гремел, прыгая по защите. Я снова связался с Костромой. Там меня обрадовали, что если раздатка в порядке, то я смогу добраться и своим ходом, на одном заднем приводе. Теперь весь вопрос был в том, чтобы найти сервис, или, на худой конец, гараж, где взялись бы сделать из Нивы обычные Жигули. И начались наши разъезды по Вологодским задворкам. Иные сервисы были закрыты по случаю воскресения. В других очередь простиралась до самого края земли. В третьих вроде бы и готовы были сделать, да вот не знали, успеют ли принять нас до закрытия. Помог нам всё тот же водитель эвакуатора. После бесплодных попыток связаться по телефону со своим другом из «гаражного сервиса», он всё же привез нас к нему, в гаражи на окраине Вологды. И здесь нам повезло.
Правда, пришлось преизрядно подождать, пока машину
возьмут в работу. Мы со штурманом погуляли два с лишним часа по близлежащей
части Вологды, заходя в магазины. Потом на детской площадке попили чаю из
термоса и поели взятых в дорогу бутербродов. Небыстро вернулись к гаражу под
надвигающимися грозовыми тучами. Машина всё также стояла рядом. Наконец, и её
взяли в работу. И тут же разразилась мощная гроза. Мы со штурманом
воспользовались приглашением и поднялись на второй этаж большого гаража, где
была оборудована неплохая комнатка для отдыха. Посидев некоторое время на
продавленном диване, я вдруг обратил внимание на целую кучу песка под моими
ногами. Время быстро бежало к вечеру. Гроза ушла, оставив после себя посвежевший воздух и медленно иссякающие потоки воды, текущие по межгаражным «улицам». Наконец, мастера поставили последнюю точку в переделке машины и, расплатившись и поблагодарив их, мы отправились в Кострому. Управлять машиной было немного непривычно – на высокой скорости возникали небольшие заносы, заставлявшие меня слегка напрягаться. В Кострому мы прибыли заполночь. Утром я отогнал машину на сервис. Поскольку ремонт мой оказался внеплановым, продлился он два с половиной дня. А в этот день над Костромой пролился сильнейший дождь, затопив многие улицы.
На воздухе было промозгло и холодно. Остаток дня мы просидели под крышей у телевизора. День следующий забыл о вчерашнем дожде, порадовав ярким солнцем.
В этот день мы хорошо прогулялись по Костроме, посетили "Костромскую Слободу" - музей деревянного зодчества под открытым небом
и завершили день поздним обедом в "Рогах и копытах".
В пруду "Костромской слободы" мне удалось заснять державшегося у поверхности большого щуренка.
И ещё кое-какие интересные моменты подарил нам этот день.
День следующий вновь задался пасмурным, поэтому вставать рано было лень. Затем была прогулка по Костроме и встреча с "плюшевым" (как показалось вначале) котиком в закрытом летнем кафе,
обед в тех же "Рогах и копытах" и бросок на сервис - за сделанной, наконец-то, машиной. Решено было потратить остаток дня на обкатку машины - а вдруг что отвалится снова? Выбрали направление в сторону Плеса-Иваново. И здесь я едва не стал косвенным виновником ДТП. При выезде из Волгореченска углядел дорожный указатель на Красное-на-Волге и решил поехать туда, забыв, что само село находится на другой стороне Волги. Поскольку левый поворот туда я уже проехал, то поехал до первого перекрестка. Вскоре такой обнаружился, как примыкающая слева дорога к какому-то сельхозобъекту. Включил указатель поворота заранее и стал притормаживать, собрав за собой с пяток легковых. Сбросив скорость до минимума, я повернул руль влево и бросил взгляд назад - там, выскочив из-за кавалькады машин, нёсся по встречной полосе, отделенной сплошной линией, светло-зеленый жигуленок. Пришлось мне резко затормозить. Жигуленок пронесся мимо, едва не задев мой бампер, а сзади раздался отчаянный визг покрышек по асфальту. Я аж сжался, ожидая услышать удар, но обошлось. Повернув налево, я проехал вперед до места пошире и развернулся в обратную сторону. Машины, ехавшие за мной, уже унеслись, и лишь одна стояла у огороженной обочины. Водитель её, судя по всему, судорожно глотал воздух. На заднем стекле его новенького авто красовался желтый восклицательный знак. Повезло... А если бы не успел? Дружно обозвав водителя светло-зеленого жигуленка бараном, мы поехали к нужному повороту. Сообразив, что к чему, на паромную переправу я не поехал, ограничившись десятикилометровой пробежкой по дороге вдоль Волги. После этого мы вернулись в Кострому той же дорогой. Наутро начиналась вторая часть нашей поездки.
Как мы не доехали до: Зеленодольска и Пугачевского взвоза.
Вторая часть поездки удалась куда лучше первой её половины. А "недоеханности" состоялись по куда менее драматичным причинам, что предыдущие. Один участок намеченного маршрута от Костромы до Чебоксар был для меня совсем новым, другими я уже проезжал ранее. Ввиду достаточной протяженности маршрута решено было останавливаться только для съемки интересных названий, въездных знаков и чего-нибудь необычного, буде такое встретится дорогой. НЛО и зеленые человечки по дороге нам не встретились, так что остановки были только по требованию организма, да при появлении у дороги стел и интересных указателей.
Вроде бы была ещё одна остановка для заправки авто, а сами заправлялись на ходу. Чем дальше уезжали от Костромы, тем лучше становились дороги и, памятуя о зиме десятого года, я рассчитывал на раннее прибытие в славный город Чебоксары. Куда там... Уже в Чувашии, в районе города Ядрин, попали в первую огромную пробку. Вроде бы и движение по дороге не было реверсивным, но объезд ремонтируемого участка дороги состоял из трех-четырех чрезвычайно крутых поворотов, что длинные фуры просто ползли, как гусеницы, задерживая прочий мелкокалиберный транспорт. Фур было великое множество. Да ещё, время о времени, по встречке бодро проскакивали в сторону начала пробки недешевые джипы и седаны с местными, а также нижегородскими и московскими номерами. В данной ситуации оставалось только вздыхать об отсутствии на дороге гаишников. Как обычно, они появляются не в тех местах, где бы следовало. Проскочив эту пробку, я надеялся уже на не слишком поздний приезд, но ещё один дорожный ремонт, уже не так далеко от Чебоксар, убил и эти надежды. Зато иногда, миражом прекрасного будущего, виднелась вдали новая высокая дорога с чудо-мостом, по которому уже зашагали опоры фонарей... В Чебоксары мы прибыли поздно. Устав от дороги, я с трудом нашел сначала диспетчера по сдаче квартир, а затем и саму квартиру. Одно было в радость - солидная скидка на жилье, что за семь дней составило весьма достойную экономию. Ведь квартиру я заказал непосредственно у хозяина бизнеса, у которого был одним из первых клиентов в январе десятого года. Тогда ещё не было ни офиса, ни диспетчеров, да и квартир, наверное, было немного. Следующий день намечен, как разгрузочный, перед поездкой за грибами. Мы выспались и съездили в Раифский монастырь, что по дороге из Чебоксар в Казань. Дорогу в районе поворота на Раифу, видимо недавно отремонтировали - разметка выглядела новенькой, а навигатор безбожно переврал место разворота. Несмотря на пасмурную погоду, народу в Раифу стремилось много. Я припарковал машину на обочине дороги, ведущей непосредственно к воротам монастыря и мы отправились пешком. Пройти надо было около пятисот метров. Немного не доходя до стоянки авто возле монастыря, кстати, довольно плотно забитой, мы перешли по мостику через речку, покрытую изумительно изумрудной ряской.
Жаль только, что огромное количество плавающего мусора портило эту чудесную зелень. Мы обошли небольшой Раифский монастырь, полюбовались на его церкви и бассейны с клумбами,
понаблюдали за вальяжно перемещающимися котами, коих здесь было великое множество, зашли в пару храмов и в часовню, как помнится, надкладезную. Потом посетили церковную лавку и напоследок полюбовались шикарным странноприимным домом.
Домой вернулись той же дорогой, что и приехали, остановившись на одной из развязок, чтобы купить в палатке копченого терпуга. Мне очень нравится вкушать эту рыбку, особенно со свежим нефильтрованым пивом. А в Чебоксарах, в магазине рядом с домом, я такое разливное пиво нашел. На следующий день мы с утра заехали за Владимиром Шуркiным и, забрав его с дочерью и ведрами, поехали за грибами. По моему разумению, в Чебоксарах принято за грибами ездить в соседнюю Марийскую республику - благо, стоит только переехать Волгу по плотине. Надо сказать, что сначала Марий Эл встретила нас неласково, послав навстречу маленького гаишника, который совершенно справедливо отметил непристегнутость пассажиров на заднем сидении. Впрочем, гостеприимство взяло верх над служебным долгом - за что спасибо Владимиру и гаишникам. Пристегнув пассажиров намертво к заднему сидению мы покатили по дороге в сторону Йошкар-Олы. Заветные грибные места Владимира погорели в десятом году в лесных пожарах, но в Марий Эл леса, слава богу, ещё остались в изобилии. И выбрав приемлемую дорожку мы углубились по ней в лес. По мере движения вглубь, то там, то здесь попадались стоящие рядом с дорожкой машины - чем дальше в лес, тем менее часто они встречались, зато рос их клиренс. Выбрав место, мы пошли широкой дугой прочесывать лес в поисках грибов. Я вскоре нашел пару-тройку приличных черных груздей. Другим попадались подосиновики, подберезовики и маслята. Изредка волнушки. Но, от гриба до гриба пришлось походить немало. И виной тому, скорее всего, была погода - долго стояли сухие дни, потом прошел дождик, но похолодало. Мы несколько раз переезжали на другие места и прохаживали большие круги по лесу, центром которых была моя Нива. Были и на полянах, и в буреломе, и на открытых взгорках искали и даже в моховом болоте. Грибы встречались везде, но их было не слишком много. Позже мы обнаружили, что больше всего грибов встречалось в непосредственной близости от шоссе - то ли их здесь не собирали из-за возможной загрязненности, то ли никто не верил в то, что они ещё могли оставаться здесь, в придорожной лесополосе. Больше всех грибов собрал, конечно, Владимир. Впрочем, и мы без грибов не остались. Забегая вперед, скажу, что через полтора месяца после поездки мы с удовольствием съели пару пол-литровых банок соленых волнушек и черных груздей. Правда, к первому сбору прибавились ещё и те грибы, что мы собирали наскоро в придорожных лесах Мари, Чувашии и Владимирской области. А солил я грибы в... Луне. "Луна" - такое название было у широкогорлого полуторалитрового кувшина со специфической крышкой, купленного в Чебоксарах. Была ещё кольцевая поездка с заездом в Шумерлю, где полное свое прозвище получил мой новый навигатор. Знакомьтесь: "Наш Друг - Герой России Иван Сусанин". Наш Друг - потому что помогает добраться куда нужно. Иван Сусанин - за те "милые шалости", что иногда себе позволяет, задавая несколько кривоватый маршрут при возможности проехать проще. А Герой России - потому, что в поисках Шумерли проявил истинно Сусанинский характер. Шумерля была конечной точкой заданного маршрута - ни улицы, ни, тем более номера дома. навигатор не потребовал. А практически из центра он увел нас на пять километров по дороге от города, потом заставил свернуть в какую-то деревню, долго и путано водил по её разъезженным улицам без всяких следов асфальта, и, наконец, сказал, что повернув "вот туда" - через шестьсот метров мы будем у цели. "Вот туда" вели тракторные колеи и я не рискнул по ним поехать, предпочтя выбраться на дорогу, ведущую в сторону Чебоксар. О чем и чуть позже пожалел, да и сейчас иногда жалею. Что же то была за конечная точка, которую навигатор искренне считал Шумерлей?
Может быть, коттедж главы районной администрации?.. или курган какого-нибудь старого городища?.. или, может, это была просто шутка составителя карт для навигатора - дескать, какой дурак в ту Шумерлю попрется?.. Перед Шумерлей мы встретили у дороги необычное транспортное средство. А через час, прогуливаясь по городу, увидали его снова.
Отдельных слов заслужила поездка в Йошкар-Олу. У меня она удостоилась виртуальной экскурсии из трех частей, хотя изначально посещение города задумывалось кратким - поглядеть да перекусить во время проезда по кольцевому маршруту - из Чебоксар с заездом в Зеленодольск и возвращением по другому берегу Волги. Но изобилие малых архитектурных форм, красота набережной Брюгге, монументализм кремлевских башен на набережной Кокшаги,
ленивая атмосфера бульваров, поход ослика с иконой Божьей Матери на спине - заставили провести в Йошкар-Оле полный день. Которого тоже не хватило на всё. Так, мы не увидали работу вторых "живых" часов в доме на набережной Брюгге, хотя на панорамном видео, снятом штурманом с пешеходного моста, видны идущие фигурки апостолов и даже слышна музыка тех часов, доносимая порывами ветерка. Но в живую мы их не видели, просто не обратив внимания. Вот так не доехали мы до Зеленодольска... Была ещё и прогулка по центру Чебоксар, вокруг Залива, посещение музея Пива и Чебоксарского Арбата. Одним вечером мы пригласили в гости в съемную квартиру чету Шуркiных, к приходу которых приготовили пару фирменных блюд и копченых терпугов, купленных во время поездки в Йошкар-Олу. Ах, как хорошо посиделось нам в тот вечер под чебоксарское живое пиво и другие, тоже неплохие напитки. Однако, что-то случилось в тот вечер со связью с такси - то ли гроза прошла, то ли какой-то отказ случился, но гостям нашим пришлось добираться до дому своим ходом. А ещё мы сходили в фирменный магазин фабрики "Акконд" и набрали там замечательных чебоксарских конфет. Говорят, что туристы, приезжающие в Чебоксары на теплоходах, просто валом бегут в эти магазины, сметая с прилавков всё. И правда - конфеты очень хороши. Ну, а в вечер перед отъездом Владимир повёз нас в Мариинский посад. Было ветрено и сыро, временами припускал небольшой дождик. Добрались мы до знаменитой марпосадской кручи над Волгой. Вид оттуда открывался прекрасный, жаль только, что погода не соответствовала - висящая в воздухе влажная дымка затушевывала горизонты, ветер норовил спихнуть с кручи вниз, а крутая дорожка вниз, к волжской волне, даже на вид казалась такой скользкой, что на неё было страшно ступить.
Так что спиннинги в багажник были уложены зря. Ну, а Пугачевский взвоз мы просто не нашли, проплутав много времени по окрестным грунтовкам - то какая-то напрочь закрытая база встречалась на нашем пути, то дорога становилась непроходимой для машины, а то и встречные аборигены давали противоречивые указания. Так мы и вернулись в Чебоксары. Переезд из Чебоксар в Муром был намечен с остановкой в Дивеево и посещением Дивеевских святых источников, из которых мы сумели найти только один, да и то изрядно поплутав. В самом же Дивеевском монастыре обнаружилось строительство нового храма,
да удалось разглядеть получше Канавку Богородицы, что в прошлый наш приезд сюда лежала под глубоким снегом.
Вся остальная дорога из Чебоксар в Муром была мне интересна новыми стелами и названиями, да проверкой правильности советов Нашего Друга Героя России. Да и погода нас не баловала, оставаясь на протяжение дня пасмурной, без намека на солнце и синее небо. В Муром, как уже повелось прибыли в темноте - но здесь Наш Друг не подвел, точно выведя к гостинице Русь, которую во все свои прошлые приезды я каждый раз разыскивал заново. Побродив с утра по Мурому, посмотрев на его церкви
и прочие достопримечательности,
мы отправились в сторону Владимира - в очередной раз взглянуть на чудо-фонтан под Судогдой,
поесть шашлыков на площадке рядом с ним, да пособирать грибов в лесах Владимирских. Все это нам удалось с блеском. А штурман сумел найти с десяток белых прямо на обочине дороги - у местной бабки, что приторговывала ягодой да грибами. И по Владимирскому тракту мы вернулись домой.
Как мы не доехали вовремя до: Ярославля и Костромы. Или очередной гранд-ремонт.
А это случилось уже в начале ноября. Несмотря на все предыдущие ремонты и последующее устранение их последствий, оставалось ещё много мест в машинном устройстве, куда проникли кривые руки "пионеров-пэтэушников". Одним из таких мест была коробка передач и мне совсем перестал нравится тот рокот, что она издавала при движении. Оно, конечно, "обжегшись на молоке...", но всё же я решился и на эту проверку с последующим возможным ремонтом. А ещё мне надо было поменять рулевую трапецию, которую не стали менять в прошлый раз. Перед поездкой я решил перейти на зимнюю резину, поставленную на диски и отбалансированную месяц назад. И при замене первого же колеса налетел на очередную неприятность - полуразвалившийся домкрат, да ещё поставленный мной небрежно, пропорол мне пластиковую накладку на задней правой двери и помял её металл. Всё одно к одному... В Кострому я прибыл в четверг утром. К середине дня уже стало известно, что мытарства мои не кончились - то ли в Москве, то ли в Кандалакше неправильно был поставлен маховик, из-за чего теперь требовалась замена большого количества сильно поизносившихся деталей коробки. Впрочем, ни на что другое я и не рассчитывал. наученный горьким опытом. Машину обещали сделать не раньше вечера пятницы. Так что за штурманом, который хотел составить мне компанию в субботу и воскресенье мне надо было добираться в Ярославль на такси. К сожалению, утром четверга я не обратил внимания на ремонт моста в Малых Солях, поскольку простоял там у реверсивного светофора всего пару минут. Потому, заказав такси, чтобы не платить лишнего за стоянку в ожидании прибытия поезда, я запросил время выезда так, чтобы прибыть не ранее, чем за двадцать-тридцать минут до прихода поезда. В Ярославль мы прибыли на сорок минут позже, чем туда пришел поезд. И это были ещё цветочки... Обратно эти семьдесят километров мы ехали более четырех часов! Точнее, стояли в пробке, растянувшейся на десяток километров. И сколько же машин из разных областей проносилось мимо нас по встречке! А потом, когда начиналось движение встречного потока, эти же машины с трудом вжимались в левую узкую обочину, либо пытались нагло втиснутся в плотный поток тех, кто терпеливо выстаивал в пробке. И сколько времени терялось на эти манипуляции! Вспомнилось, как подобную ситуацию разрулили своими силами в Марий Эл. Там тоже был ремонт моста с реверсивным движением. И тоже поехали легковые по встречке. Я сначала опешил, когда идущая сзади фура, тоже пошла на встречную полосу. Но потом мне стал понятен смысл этого маневра. Следующая за фурой машина не стала заполнять оставленное место, а сама фура двигалась за мной, соблюдая тот же интервал, что и прежде. При появлении встречного потока, она вернулась на свое место. Здесь же, на дороге Ярославль - Кострома, героя не нашлось. Я не выдержал, и через 112 связался с тем районным ГАИ, что отвечало за этот участок дороги. В конце концов, если уж не восстановленная для соблюдающих ПДД справедливость, то уж сколько денег можно было содрать с этих любителей езды по встречной полосе. Позже я таки увидал машины ГАИ, стоящие почти у самого светофора и, похоже было, что кое-кого из водителей они "приняли". Только мне от этого было не легче - мне уже несколько раз звонили с сервиса с просьбой забрать машину. Удалось это сделать только в полдвенадцатого ночи. С утра я съездил на сход-развал, который, к счастью, занял не слишком много времени. И где-то ближе к полудню мы отправились в Николо-Сольбинский монастырь, что недалеко от Нагорья в Ярославской области. Повернули туда с Ярославки возле памятника танку, по указателю на Лыченцы. Почти вся дорога была хоть и заснеженной, но неплохой. И лишь последний десяток километров пришелся на грейдер-гребенку, волны которой хорошо ощущались даже под слежавшимся снегом. Сам же монастырь показался мне достаточно красивым местом, хотя многое там ещё в руинах и работы невпроворот.
Для перевозок и разных работ пользуют там и трактор и лошадь.
В монастыре открыт приют для девочек-сирот. В церковной лавке продаются продукты и сувениры, изготовленные здесь же, в монастыре. В Кострому мы вернулись затемно, счастливо избежав пробки у малосольского моста. Видимо из-за того, что был вечер субботы. А наутро отправились в Москву сложным маршрутом через Ивановскую и Владимирскую области.
Эпилог... Или Epic Fail? Январь, год 2013. "Вы таки будете смеяться!"
И вот наступает год надежд, год обновления. Кажется, забыты все беды, будущее видится сплошь в розово-радужных тонах. Первого января, с утра, мы едем с сыном в трехдневную автопрогулку по маршруту Челюха - Сергиев Посад - Нагорье - Углич - Мышкин - Углич - Ростов - Переславль -Гаврилов Посад - Юрьев-Польский - Киржач - Черноголовка - Челюха. Планов громадье - сыну хочется увидеть мышкинские музеи - Мыши, ретро-техники и смирновской водки. Я же хочу приобрести себе нового мыша в Ниву. Старый, купленный то ли пять, то ли шесть лет назад во время совместной с Yuricon'ом поездки в Мышкин, уже честно отслужил свое и ему нужна смена. Ещё я хочу зайти в Переславле в новый-старый музей, именуемый теперь музеем хитростей и смекалки. А также посмотреть, пусть и бегло, на конезавод в Гавриловом Посаде, да на новые снежные фигуры художника из Дворищ во Владимирской области. Всё это удается на славу! Выезжаем мы не слишком рано и ни один гаишник нас не останавливает. Хотя я тщательно подготовился к поездке, выпив последний бокал спиртного аж 29 декабря. В первый день сын машину не ведет, сначала не войдя в ритм нового дня, а после поворота на Нагорье - ему уже не нравятся скользкие заснеженные дороги. И я не спешу, еду с удовольствием, останавливаясь зафиксировать на фото очередной указатель или стелу. В Мышкин приезжаем ко времени, когда все музеи уже закрыты (а может они и вовсе не открывались в первый день Нового года). Отправляемся на прогулку по городу, разглядывая новые шикарные гостиницы, Дворец Мыши, плакаты и вывески,
грустного Ленина, одетого в белоснежные пончо и кипу.
Я захватил с собой мыша и показываю его всем встреченным продавцам местных сувениров. - Нет, таких нету. - Не завозили... - Их уже несколько лет не делают. Бывшая торговая площадка у музея Мыши вся заполнена снегом - здесь, оказывается, уже несколько лет, как запретили торговать сувенирами. У меня вдруг сильно начинает болеть ступня и мы возвращаемся в гостиницу. Я начинаю лечить ногу, сын погружается в занятия с новым планшетом. Потом мы перекусываем захваченным из дому и пьем горячий чай из термоса. Утром идем по музеям. Спрашиваю в музее Мыши, не примут ли они моего мыша, если я сумею найти ему замену. Примут, с удовольствием! В музее водки (или русского водочника П.А. Смирнова)
прослушиваем интересную экскурсию, отказываемся от угощения смирновской водкой и с удовольствием хрустим предложенными солеными огурцам с чесноком, что предлагают нам экскурсовод и персонал музея. Только врожденная стеснительность не позволяет мне слопать всю миску - уж больно вкусны те огурцы. Вкуснее тещиных! Потом мы обедаем в столовой с хорошим названием "Благодать" и отправляемся по магазинчикам сувениров. В последнем на пути обнаруживаются нужные мыши. Серых, правда, нет. Но меня вполне устраивает и черный молодой мыш. Итак, замена старику есть. Сын тоже набирает мышей - в подарок знакомым и для себя. На некоторое время на торпеде Нивы поселяется целый выводок разноцветных мышей.
Напоследок посетив Успенский собор и Никольскую церковь, где я ставлю свечку Николаю-Чудотворцу, мы отправляемся в музей Мыши, где я вручаю своего мыша попечению работников музея, оставив запись мышиных деяний в книге и получив сертификат за номером 8399. Этот серый мыш, оставленный в музее, стал для меня своего рода талисманом-хранителем машины. Он проехал со мной по многим местам Русского Севера, побывал и в Поволжье и землях по Оке, участвовал вместе со мной в аварии с короткой Нивой, получив сквозное ранение левого бока. И всегда оставался сторожить машину. За все время его дежурств никто ни разу не покусился на содержимое салона, даже тогда, когда я забывал закрыть одну из задних дверей. А в двухлетних ремонтных перипетиях умудрился потерять правый глаз. От старости выпали и усы-вибриссы. А ещё этот мыш замечательно пищал дырочкой в пузе, пока сильно не охрип от потери правого глаза. В музее мне пообещали, что найдут мышиного доктора, который сможет восстановить утраченный глаз. Из Мышкина переезжаем в Переславль, сделав автомобильные прогулки по Угличу и Ростову. В гостиницу заселяемся затемно, едва найдя место на стоянке возле гостиницы. По дороге я, снова не удержавшись, покупаю копченого терпуга. А в Переславле - разливного пива. Какое же это удовольствие - копченый терпуг со свежим пивом! А до этого мы немного гуляем по ночному уже Переславлю. Утром посещаем музей хитрости и смекалки. Правда, до его открытия нам приходится минут пятнадцать погулять рядом. После музея перекусываем в блинной неподалеку и, забрав машину со стоянки отправляемся в путь домой. Выезжаем в сторону Юрьев-Польского. По дороге сын замечает установленный на крыше какого-то здания вдали истребитель И-16. К нему мы не поехали. По навигатору доезжаем до Гаврилова Посада, смотрим город из окна автомобиля и подъезжаем на короткое время к ограде конезавода с воротами.
Той же дорогой через Осановец и Пиногор возвращаемся на прежний путь и вскоре минуем Юрьев-Польский по объездной. В Кольчугино и Киржаче тоже не задерживаемся - я спешу попасть к снежным фигурам засветло. Они оказываются на месте - теперь это змея, новогодняя елка и Дед Мороз с новым мешком с подарками.
Здесь же и сам художник с выставкой картин, которые рисует вся его семья. Мы разглядываем картины - некоторые мне нравятся, другие - не очень. Но, на мой кошелек, все они слишком дороги. Здесь же, на повороте, мы перекусываем с горячим чаем и едем теперь уже окончательно домой. За Черноголовкой резко темнеет и по малой бетонке я еду уже в темноте. Хуже всего, когда тебя слепят фары встречных - в эти моменты почти не видишь дороги. Один раз я даже соскакиваю на обочину. Это крайне неприятно - машина начинает скакать и плохо управляется. Съехав с бетонки на Красноармейское шоссе, я останавливаюсь и протираю стекла, зеркала и все световые приборы. покрытые жесткой малопрозрачной пленкой из смеси дорожной грязи и реагентов, которые щедро сыплют на дороги коммунальщики. А вот, наконец, и Пушкино. Далее Ярославка освещена до самого дома. Ставлю машину у дома на "свое" место под свесом крыши пристройки. Вроде, съездили без происшествий. И везде доехали. ... Утром иду прибраться в машине. Посмотрев на свисающий с крыши снежный пласт, решаю подвинуть машину на полметра вперед. Поворачиваю ключ зажигания и... - Щелк! - откликается стартер. Еще раз проделываю нехитрую операцию: "Щелк..." - Здравствуй, Новый год... 2013-й! Через пару дней договариваюсь о ремонте с местным механиком. Он приходит утром и изучает состояние машины. Пугает меня тем, что: "Может, маховик придется менять. В общем, заведи с толкача. Потом заглуши и попробуй завести снова. Если заведется, то это плохо... Да, и ручка скоростей у тебя что-то болтается". С трудом нахожу соседа, соглашающегося сдернуть мою Ниву по дорожке изо льда и снега поверх этого льда. Поехали - пытаюсь включить скорость - ручка и правда болтается, передача не включается, что-то скрежещет в коробке при попытке включить что-либо. После доставки машины к месту ремонта выясняется, что "похоже сгорел стартер и сломан рычаг кулисы". Вскрытие подтверждает первоначальный диагноз, и через несколько часов я ставлю исправную машину возле дома. Что же ждет меня дальше, в новом, 2013-м году?..
|
На пыльных тропинках далеких планет...