Отчеты

Зеленоборский или первое автопутешествие.

  На Севере до этой поездки я бывал несколько раз и в разных местах. К сожалению, в эти поездки, по независящим от меня причинам, был внесен огромный перерыв - с 1989 по 1997 годы. Да и после 1997 года три лета подряд ездили в Крым с сыном - врачи рекомендовали в порядке лечения его астмы. В марте 2001 я купил новую ОКУ взамен подержанной, приобретенной мной в мае 2000 года. Тогда-то и родилась идея дальней поездки - поездки на Север.
    Отправились в поездку вместе с сыном, только что получившим права. Стартовали мы в полдень, в пятницу 3 августа. Дальний путь начался с заправки, где был залиты полный бак и
10-литровая канистра. Первая остановка была запланирована в Молочном - рядом с Вологдой. Это был путь, длиной около 430 километров. Самым сложным для меня был проезд через большие города - Ярославль и Вологду. У меня всегда возникают проблемы с поиском нужного направления в городах.
    Дорога от Пушкино до Вологды - это хороший асфальт, по большей части с двухполосным движением (по одной полосе в каждом направлении). Широкая дорога идет на участках от Пушкино до Верхних Двориков и от Ростова до Ярославля. Наиболее трудный отрезок - по Владимирской и Ярославским областям - от Верхних Двориков до Переславля-Залесского, где дорога узкая, с обрывистыми обочинами, где крутые и длинные спуски меняются на крутые и затяжные подъемы. За любой фурой, ползущей на подъем, собирается очередь из нескольких легковых машин. Слава богу, что чем дальше мы отъезжали от Москвы, тем меньше машин было на дороге.
    В 3 часа дня мы были в Ярославле и перекусили перед въездом в город, около большого плана города. Конечно же, в Ярославле я заблудился, проехав центр города. Самое интересное в том, что ехал я, придерживаясь указателей на Вологду, а потом остались только указатели на Москву. В результате, мы дважды проехали по кругу, затем протиснулись между трамвайными путями и упавшим деревом и, каким-то чудом, все-таки попали на мост через Волгу, который вел на дорогу на Вологду. С моста открывался изумительный вид на Волгу с белоснежными пассажирскими судами. Дальнейшие 200 км до Вологды не показались мне сложными. В Грязовце, в пятидесяти км от Вологды, мы заправились на новенькой заправке ТНК. Вскоре мы были в Вологде, где снова заблудились. Дорогу нашли только благодаря расспросам у местного населения. Поразило то, что практически каждый второй, из тех к кому мы обращались, был подвыпивши. В Молочном мы остановились в общежитии, где ночлег обошелся около 150 рублей. У супруги были знакомые в ИПК, поэтому номер для нас был "зарезервирован". Легли спать мы в восемь вечера, а встали в полтретьего. В 3:25 мы выезжали из Молочного. Нам предстояло проехать около 1300км.  
    В дороге мы вели записи и подсчет бензина. Средний расход на 100 км составлял около 4,8 л. Для ОКИ - результат неплохой. Я вел машину весь день - с самого начала и до восьми вечера, уступив Михаилу только последние 15 км пути. После восхода солнца я ехал при свободной дороге со скоростью не ниже 100 км/ч, разгоняясь на длинных прямых до 120 км/ч. Хотелось успеть пораньше - поскольку у родственников, к которым мы ехали, телефон не отвечал и мы хотели приехать, пока люди еще не легли спать, боясь, что в противном случае, мы просто не сможем найти нужный дом. Слава богу, они были дома. А оба телефона сломались. Я починил их на следующий день.
    Мне очень понравилось ехать ночью. Хотя скорость не столь велика в темное время, зато мы встретили только пару встречных машин до рассвета. Также иногда у дороги можно видеть блестящие глаза животных и один раз мы даже увидали зайца. Темные леса и поля проносятся мимо, а редкие деревни встречают сонной тишиной.
    Дорога была хорошей (асфальтовой) до деревни Матвеевская, а дальше асфальт закончился и начался грейдер. Вокруг вовсю шло строительство новой дороги - до Вытегры. Я бывал в этих местах с отцом в 73 и 75, и с друзьями - в 79-м. Тогда вся дорога от Липина Бора до Вытегры была грунтовой и проходила через все деревни. Говорили, что еще раньше - это была лежневка, а в огромных ямах в распутицу тонули большие грузовики. Бревна под дорогой мы видели сами. На наших маленьких колесах эти ухабы чувствовались очень сильно. Новая дорога началась сразу же за большой деревней Прокшино за мостом через Кему. Эта новая дорога гораздо прямее старой и обходит стороной все деревни, отмеченные только указателями. Самый плохой участок дороги ждал нас в Ленинградской области. Асфальт там был только в деревнях, где скорость ограничена знаками 40км/ч, а асфальт заканчивается "обрывом" недалеко от деревни. Не разгонишься...
   
После двух часов такой дороги мы подъехали к парому в Вознесении. Здесь Свирь, соединяясь с Онежским озером, образует большое водное пространство - Свирскую губу. Здесь мы прождали около часа, пока начнется паромная переправа. После погрузки машин паром переждал пару больших судов, идущих в Онегу. Мою маленькую машинку загнали на небольшой пятачок у правого борта. Мы заплатили около 30 рублей за билеты и через пять минут швартовались у пристани в Вознесении. Дорога от Вознесения до границы с Карелией была засыпана гравием, на котором легкую машину слегка заносило, как на льду. Зато на этой дороге мы видели прекрасные сосновые боры и светлые поляны. Также в деревнях встречались красивые деревянные строения, но мы спешили...
    В Петрозаводск мы въехали около 11 утра и потеряли около часа на поиски междугородного телефона, чтобы позвонить супруге. Затем мы выехали на М18 и решили ехать без остановок до Медвежьегорска, где планировали пообедать. В сам Медвежьегорск, лежащий в нескольких километрах от М18, мы не заезжали, а пообедали в кафе на развилке дорог. Здесь же были автосервисы и заправка, где мы заправили машину. Цены на бензин росли пропорционально градусам северной широты. От Медвежьегорска нам оставалось проехать около 500 км.
    Дорога за Медвежьегорском стала довольно пустынной, со скалами по обочинам, вскоре сменившимся более равнинным ландшафтом, с лесами и  болотами. Города и деревни здесь тоже были в отдалении от дороги - мы видели только дорожные указатели, на которых красовались цифры от 15 до 50 км. Глаза уже настолько устали от однообразия пейзажа, что высохшую ель легко было принять за верхушку колокольни, а придорожный пень за стоящего на обочине человека. Дорога эта изобиловала прямыми и ровными участками на протяжении 350-400 км. Отдельные участки достигали более 3 км! В 1988 я слышал, что Советское правительство обмануло своих партнеров-противников при заключении договора по СНВ. По этому договору количество военных аэродромов близ западной границы СССР было ограничено. А дорога эта вполне заменяла десятки небольших аэродромов в случае необходимости. Во всяком случае, в том же 1988 году я видел солдат в форме авиаторов, занятых при строительстве этой дороги.
    Последние тридцать километров перед Зеленоборским мы ехали в тучах пыли по ремонтируемой на этом участке дороге. Ехали мы медленно и осторожно, и на последних пятнадцати километрах я доверил Михаилу вести машину. Когда я выходил из машины, чтобы поменяться, меня просто качало, как после пребывания на корабле в качку. Я проехал 1220 км в тот день и был за рулем около 16 часов, с получасовой остановкой на обед и несколькими короткими остановками на заправках и по иным нуждам. Это было тяжелой работой, но мне она все же понравилась. Но, наверное, лучше ездить помедленнее - тогда больше увидишь вокруг.
    Мы прибыли в Зеленоборский в 8 вечера и, прямо на улице, встретили Надежду - среднюю дочь моих родственников, которая и привела нас домой. Мы поставили машину возле дома и занесли вещи в квартиру, которая была на втором этаже. Лес начинался прямо за домом, а вокруг было светло, несмотря на позднее время. Еще бы - мы нахдились в сотне километров севернее Полярного круга!
    Зеленоборский расположен на высоком берегу Княжей губы, Кандалакшского залива Белого моря. С другой стороны - простираются озера Княжегубской гидросистемы, созданной для Княжегубской ГЭС. Кроме ГЭС, в поселке имеется "зона", пекарня, больница и поликлиника. Были также лесхоз и ДОК, но развалились. В поселке и его окрестностях проживает около 18 тысяч человек. Много 2-5 этажных домов в центре поселка, но достаточно много и отдельных домов. На другом берегу губы стоит деревня Княжая. На берегах последнего перед плотиной озера и на берегах Княжей губы - множество деревянных лодочных гаражей, как новых, так и почти развалившихся. Видимо, любителям порыбачить и в море и на озерах - приходится иметь по гаражу и там и там - лодку через плотину ГЭС не перетащить. Я побывал в паре таких гаражей. Как правило, в верхней, дальней от воды части - есть одна-две комнаты - здесь можно хранить сети, снасти и иные приспособления. А другая комнатка обустроена под жилье - стол, шаткая кушетка, пара табуреток - сюда можно спрятаться от невзгод семейной жизни.
    Люди в поселке живут небогато. Высокооплачиваемая работа - только на ГЭС и в "зоне". Много безработных (после развала лесхоза и ДОКа) - живут за счет огородов, грибов, ягод и рыбы. Были тут англичане, организовавшие на пару лет лесоповал - платили они скупо, да и пробыли всего два года. Племянница Александра поработала у них секретарем-переводчиком, зарабатывая себе на обучение в институте, в Мурманске. Родственники мои - Лена и ее муж Николай  - оба врачи, а больница и поликлиника здесь тоже медленно и верно приходят в упадок. В то время они готовились к переезду в Североморск, где им предложили работу. Но это не помешало Николаю свозить нас на озера. На следующий день после приезда мы съездили в Кандалакшу, побывали на рынке. Меня удивило, что здесь, за Полярным кругом, цены на фрукты-овощи были не больше московских!
    Николай подготовил лодку, мы съездили с ним на заправку и приобрели большую канистру бензина для мотора. И, наконец, мы отправились на озера. Незабываемое путешествие! Мы прошли через два больших открытых водных пространства, именуемых "Узкое" и "Широкое", между которыми небольшой участок воды, где берега близки. Что по мне - я разницы между Широким и Узким не ощутил - волны и там и там были большими, а берега еле видны. Несмотря на то, что я кутался в плащ - вымок до пояса от озерных брызг, летевших в лодку с гребня каждой волны. Кэнди - собака Николая - та просто забилась в свободное место в носу лодки и просидела там до конца путешествия - маленького островка, поросшего невысокими молодыми соснами, с избушкой в центре, на высшей точке острова. Остров имел круглую форму, с мысом-рогом на северной стороне. Избушка делилась на две части - небольшая "комнатка" при входе, со столом с двумя лавками и окошком. Дальше, за дверью была "спальня" - нары и печка у двери и небольшое окошко рядом. Рядом с избушкой было устроено кострище - каменный очаг. У избушки есть и хозяева, однако, закон такой - может здесь жить любой. Но если хозяева приехали и попросили освободить "жилплощадь" - надо съезжать. Хотя, при форс-мажоре - могут и пустить - обогреться и переночевать.
    Мы разгрузили лодку и перенесли вещи в избушку, развели огонь - просушиться и приготовить еду. На острове в изобилии выбеленных водой и временем стволов. Когда делали водохранилище - много леса ушло под воду - вырубать его на сопках и в урочищах, а потом вывозить -  было признано нерентабельным. Сопки стали островами, урочища - дном озер,  вершины деревьев до сих пор косо торчат над водой корявыми пиками, а когда уровень в водохранилище высок - терпеливо ждут под водой зазевавшуюся лодку, чтобы пропороть ей днище. Часть деревьев штормами и в половодье выбрасывает на берега островов и "материка". Горят они жарко, но сгорают довольно быстро. Чем еще хорошо было на этом островке, так это малым количеством комаров - ветер сдувал их с острова. Перед сном мы хорошо протопили печку и спали в тепле и почти в комфорте. Август за Полярным кругом прохладен - температура днем не выше 14-15 градусов, а по ночам уже может быть довольно холодно. Погода здесь переменчива, как в горах. Рыбалка - отменная, однако до тех пор, пока не задует восточный или северо-восточный ветер. Тогда клева не жди. Ловят там щуку, окуня, плотву-сорогу, красноперку и сига. Сига я так и не поймал - один сошел с крючка, и, видимо, предупредил остальных. Ловили мы с лодки на 5-6 метровые телескопические удилища и на спиннинг - забросами и на "дорожку" - щук и большого окуня. Наживкой служили черви, хлеб и окуневый глаз. От острова до мест рыбалки шли на веслах - берегли топливо для обратной дороги. В первый же день была сварена отличная тройная уха! Светло на озерах было до часу ночи и мы все время проводили в лодке, ловя рыбу. а еще мы ловили щук на спиннинг. Николай показал мне правильные приемы проводки блесны и вскоре я вытащил щуку, первую щуку пойманную на спиннинг после 26-летнего перерыва! Конечно же были и зацепы за коряги и, даже, потери блесен. Однако, лучше всего, щука брала именно возле коряг. Также удачу мне принес и способ "на дорожку". Николай очень умело вел лодку, и несколько крупных окуней да пара щук стали моей добычей. Произошло это рано утром, уже на пути домой, в Зеленоборский.
    Места вокруг нашего острова были очень красивы - голубая небо, прозрачная вода с отражающимися в ней облаками, каменные головы островов, поросших сосной и елью. Здесь же я  увидел цветущее водное растение - на голубой воде озера раскинулись тонкие веточки с мелкими белыми цветами.Хорошо, что наконец-то удалось выбраться на Север.
    Последнюю ночь на озерах мы провели в другой избушке - на "материке". При переходе туда мы тоже ловили "на дорожку", а Николай поставил сеть, в которую попались несколько окуней и приличный язь. Там же мы встретили группу туристов на байдарках. Рыбалка в тот день не задалась, видно дул "неправильный" ветер. Но зато красота северной природы с лихвой компенсировала рыбацкие неудачи. 
    Наконец мы добрались до небольшого круглого заливчика, где на холме, скрытая от посторонних глаз лесом, стояла избушка. Стол для еды здесь был на улице, очаг был тоже сложен из  камня, но меньших размеров. Зато деревья росли гуще и были выше, чем на острове. И, конечно же, комаров здесь было удивительно много. Когда мы ели суп, сваренный здесь же, они вились целыми полчищами над тарелкой и норовили залезть в рот вместе с ложкой. В избушке мы зажгли антикомариную спираль, от которой эти бестии сначала замедляли свой полет, а потом валились замертво. И хотя было немного тяжело дышать, зато спалось спокойной, без назойливого комариного писка над ухом. Период темноты был недолог, а перед утром нас навестил совенок, усевшийся на елке, прямо над входом в избушку. Он оказался застенчивым и улетел сразу же после того, как я ослепил его вспышкой фотоаппарата.
    Вскоре рассвело и мы отправились в Зеленоборский. Недоспавший Михаил с удобством расположился на дне у кормы и принялся досыпать, Николай греб, а я "дорожИл". Одного, не слишком большого, окуня блесна зацепила за бок. Пока я подтаскивал его к лодке - мне чудилась хорошая щука. Представьте мое разочарование... Таким образом мы провели около трех часов в утренней тишине, не спеша продвигаясь по тихой  воде озера. Потом мы пристали к острову - Николай предложил пойти пособирать грузди. Оставив в лодке спящего Михаила, мы отправились бродить по острову. Вскоре мы набрали пятилитровое ведро белых груздей и вернулись к лодке, в которой продолжал мирно спать Михаил. Еще на этом острове мне запомнилась сосна, проросшая сквозь огромный валун и расколовшая его на две части. Часть ствола сосны, зажатая в тисках из половинок валуна была сплющена-сдавлена. И все же сосна гордо возвышалась над побежденным камнем.
    Легкий ветер подул и по небу побежали белые облака, но все еще было солнечно. От грибного острова мы пошли на моторе. Но погода резко испортилась, едва мы достигли Широкого. Ветер усилился, облака стали грязно-серыми и затянули небо, туман пополз от них к поверхности воды. Волна была довольно сильной, так что мне стало слегка страшно. И вновь водяные капли срывались с гребней волн и летели в лодку. И все же мы добрались до Зеленоборского. А самое пребывание на островах и водная дорога туда и обратно надолго останутся в моей памяти.
    На следующий день мы, проспав до часу дня, прогулялись по лесу, где Михаил поставил ловушки для насекомых - институтское задание на лето. Лес, в основном, был еловый и толстый моховой ковер пружинил под ногами. И даже большие валуны были покрыты толстым мхом. Прямо в двадцати шагах от пятиэтажки лес был полон ягодами черники. Чернику принимают в двух приемных пунктах  поселка, не слишком дорого
. Самая дорогая ягода - морошка, но в это время года ее еще надо поискать. А ягоды предприниматели вывозят в Скандинавию, где они продаются много дороже. Мы же ходили за черникой на склоны сопок на берегу Кандалакшского залива. Черники на склонах здесь было много. Мы с Михаилом собирали ее руками, а Николай - "грабилкой" - совком-комбайном. У него это получалось быстро и аккуратно, а листьев и веточек среди собранных ягод было не больше, чем у нас. И пока мы вдвоем собрали полведра, Николай собрал полное, да еще и нам успел помочь. После того, как сбор ягод был закончен мы вышли на высокое место и полюбовались далекими, в синей дымке, Хибинами, под голубым небом с ослепительно белыми облаками, простершимися над изрезанными берегами Кандалакшского залива. Под ногами у нас был толстый моховой ковер, прикрывавший камень. И всюду, куда ни глянь, мох да лишайник.  А прямо на моховом ковре растет  ягода вороника. Как мне объяснили, эта ягода хороша, когда хочется пить, а рядом нет воды. Набираешь горсть, а потом давишь ее во рту - ягода безвкусная и очень сочная - хорошо утоляет жажду.
    Мы спустились с холмов к берегу залива и пошли вдоль него, по камням и песку. Нашли ручей с чистой холодной и вкусной водой, из которого напились. На другой стороне губы был виден небольшой поселок ихтиологов, с научной секцией. Так, шагая по тропе вдоль берега мы вышли вскоре на асфальтовую дорогу с дачами по сторонам. Мое внимание привлек "зАмок" из красного кирпича, с башням, шпилями и бойницами. Подумалось было, что это очередная дача "нового русского", но Николай разуверил меня, сказав, что дачу построил своими руками водитель скорой помощи, с подачи и по "проекту" брата-архитектора из Питера. Строительство это ведется уже несколько лет и ему не видно пока конца. А с каждым приездом брата пристраивается к дачке что-нибудь новенькое.
    Пройдя через дачный поселок, мы пересекли М18 и вскоре были дома. Из собранной черники Лена сделала варенье. Здесь, на Севере, каждый очень хорошо умеет делать запасы на долгую зиму, сообразуясь со своими "финансами". Мы привезли домой пятилитровую банку варенья и пятилитровую же банку соленых груздей. Варенье и грибы мы съели зимой, меньше, чем за две недели.
    На следующий день мы с Михаилом просто гуляли немного по лесу, а потом готовились к рыбалке в заливе. Ловить собирались беломорскую селедку.  Мы уже успели попробовать ее здесь, малосольную. Очень вкусно с белым хлебом с маслом и крепким сладким чаем. Снасть для ловли не сложная - небольшой спиннинг с катушкой, толстая леска, на конце которой привязан массивный груз-цилиндр и от 10 до 20-25 крючков большого размера, первый из которых привязывается на короткой (3-5см) и более тонкой леске в 15-20 см выше груза, а остальные - на расстоянии 5-10 см друг от друга. Как неопытные рыболовы, мы привязали не более 10 крючков. Крючки лучше использовать белые или желтые - поярче.
    Лов идет без всякой наживки. Лодка заякоривается на середине залива, груз опускают в воду и позволяют ему опуститься на дно. Затем катушка фиксируется и спиннинг медленно поднимают, позволяя грузу подняться над дном, а затем резко опускают спиннинг. Почувствовав, что рыба атаковала крючки, делают резкую подсечку и с помощью катушки вытягивают леску с селедками. Иногда за один раз удается вытащить 5-10 рыбок. Если же на крючок попадается треска - тут уже можно наживить на крючок тресковый глаз - глядишь, и покрупнее треска клюнет.  
  К сожалению, погода испортилась, когда мы выезжали утром на "сельдяной промысел". Тяжелые тучи спустились прямо к воде залива и дождь собирался вот-вот заплакать. Космы тумана запутались в ветках деревьев по берегам и на окружающих губу сопках. Иногда их срывало ветром и тащило над темной и холодной водой залива. До лодочных гаражей мы добрались на моей ОКЕ, в гараже, с помощью ворота спустили лодку на воду
- с большим трудом, поскольку отлив уже дошел до своей середины. Николай на веслах вывел лодку на середину залива, где мы бросили "якоря" и начали попытки лова. Нам довольно долго пришлось ждать первой селедочки, перемещаясь с одного места на другое. Наконец, Николай вытащил первую, затем мне удалось поймать пару. Михаилу не везло и его настроение портилось под стать погоде. Когда начался прилив, Николай показал нам охотящихся  в приливной волне касаток - наших "конкурентов" по добыче беломорки. А я-то думал, что эти белые пятна вдали - просто буруны, возникшие при столкновении прилива и бурного течения речки, впадающей в губу. Эта речка хорошо успевает разогнаться, начав свой путь с плотины ГЭС и, сталкиваясь с приливом образует весьма солидные волны с бурунами. Дождь уже давно начался и все усиливался - и Михаил, так и не вытащивший ни одной рыбки запросился домой. Мы пристали к берегу, я завел машину и отвез его домой, а сам вернулся к Николаю - утолять свою рыбацкую страсть. Как-то незаметно приливная волна докатилась до нашей лодки и потащила лодку вместе с якорями. Я пережил несколько неприятных минут среди этих огромных волн, таскавших нашу лодку, пока Николай не вывел ее на более спокойную воду. Зато волна принесла нас на новое место, где нам удалось поймать около пятнадцати селедок. Потом рыба ушла и мы переместились поближе к старому полуразрушенному деревянному причалу. Здесь мне повезло поймать трех небольших тресок. Зато кончился дождь и погода стала улучшаться. Вечер наградил меня красивым зрелищем - белый прямоугольный поморский парус показался вдали - у выхода из залива в море. Он медленно приближался к нам и я делал снимки, боясь, что лодка не подойдет к нам близко. Однако, лодка шла прямо на нас и отвернула в последний момент. Кажется, это был поморский "коч" - когда-то я видел подобные лодки на рисунках. Я бы побыл здесь еще, но Николай сказал, что пора возвращаться, если мы хотим затащить лодку в гараж. Он был прав - опять шел отлив и затащить лодку обратно стоило нам больших трудов. Домой мы вернулись, когда уже стемнело. И хотя погода была плоха, я был рад, что провел такой день.
    Наше пребывание в Зеленоборском подходило к концу и на следующий день мы ходили проверять Михаиловы ловушки для насекомых, паковали багаж, покупали еду на дорогу. На следующий день мы выехали рано утром и вскоре достигли границы Карелии.  Там за руль сел Михаил и вел машину почти до места, где мы запланировали ночевку. Это было общежитие ИПК в Новой Вилге. По дороге мы измерили расход путем сжигания полного бака - получилось около 4,3л на 100км. На заправке в Шуйской, у отворотки на Гирвас мы стали свидетелями небольшой аварии - две "четверки" стукнулись боками у въезда на заправку. Михаил, увидев это запросил отдыха и до Новой Вилги машину вел уже я. И как раз на этом участке машина начала барахлить - отключался двигатель и зажигалась лампа аккумулятора. Немного поразбиравшись с помощью книги мы нашли причину - оплавился пластик одного из предохранителей и был плохой контакт. Проблемы вылечились заменой предохранителя.
    В Новую Вилгу мы прибыли к пяти вечера. Там нас ждало совершенно пустое общежитие - сезон учебы еще не начинался. Мы сразу приготовили и ужин и завтрак, чтобы не возиться поутру, а сразу выехать. Впереди было около 1400 км пути и выезжать мы планировали ночью, чтобы добраться до дома в тот же день. Решили ехать через Лодейное поле, поскольку паром в Вознесении начинал ходить только около семи утра. Это было около двухсот лишних километров пути. Выспаться нам никто не помешал и мы отправились в путь в половине второго утра. Все же, несмотря на то, что в темноте едешь медленнее - мне больше понравилась ночная езда. Практически на дороге - ты один и она принадлежит только тебе. Когда рассвело за руль сел Михаил. На круге у Лодейного поля мы уехали в город и немного поколесили по городу, хотя и не собирались этого делать. Зато нашли заправку, где и заправились. А когда выехали из города и встали на дорогу - она наградила нас чудесным зрелищем. Утро было дождливое, с тяжелыми серыми облаками над мокрой дорогой. И вдруг - небо впереди запылало оранжево-красным "пожаром". Сначала мне даже показалось, что далеко впереди как-то разом загорелся лес. Но это был свет солнца легший на облака и пробивший их насквозь. Мы были так ошеломлены увиденным, что проскочили поворот на Вытегру и "пролетели" около двадцати километров по лесовозной дороге - до вагончика-поста со шлагбаумом. Удивленный сторож объяснил нам нашу ошибку. Михаил стал разворачивать машину назад и едва не уронил ее задом в кювет. И мне пришлось под моросящим дождем выходить из теплой машины и выталкивать ее из мокрых кустов на песчаном склоне дороги. Сторож наблюдал за нашими действиями из своего вагончика. Полагаю, мы внесли какое-то разнообразие в его скучную службу.
    Потом мы просто старались ехать максимально быстро, делая редкие остановки "по нужде" либо для фотографирования. Домой мы прибыли около половины десятого вечера. Первое наше дальнее автопутешествие закончилось.