Отчеты

Страна Suomi - 5. Карелия. Финская.

Пушкино - Тохмаярви. День первый.

План этой поездки регулярно пересматривался. И постоянно в одну сторону - урезания количества дней, маршрутов, бюджета... В итоге осталось шесть дней, только восточная часть Финляндии и наполовину урезанный бюджет. Дабы не терять напрасно времени и дополнительных денег на первый ночлег, решено было ехать одним днем и ночевать уже "за бугром", в мотеле в городке Тохмаярви, что в двух десятках километров от пограничной Вяртсиля.
Из дому я выехал в четыре утра и уже в половине пятого съехал с МКАД на Ленинградское шоссе. Машин в то раннее субботнее утро было немного и к Вышнему Волочку я прибыл на час раньше намеченного времени. Видимо, многие фуры еще спали по обочинам, поэтому уже через пятнадцать минут Вышний Волочок остался позади. Первая остановка - в Крестцах, где традиционно останавливаемся для покупки пирожков. Больше всего мне нравятся там жареные пирожки с брусникой и яблоком и ещё печеные - с мясом и луком с яйцом.. Через пять минут я уже катил дальше, поедая купленные пирожки на ходу. В Зуево свернул на дорогу на Волхов - Старую Ладогу. Дорога была относительно пуста и без больших огрехов и проехалась как-то очень незаметно. Была одна остановка на заправку - под Киришами. А самым ярким впечатлением осталось скопище туристических автобусов у стен Старой Ладоги. Промелькнуло Лодейнопольское кольцо, мост через Свирь и вскоре я уже въехал в Карелию. Повернув по привычке на Олонец, я был остановлен человеком в оранжевой дорожной робе - здесь дорога на Олонец была закрыта. Пришлось проехать дальше и повернуть на Олонец уже там.
Следующая остановка случилась в Видлице, где в магазине закупился соками-водами. И снова в путь. Где-то здесь я сообразил, что "Зеленая карта" у меня действует только с воскресения, и выбор у меня остается небольшой - либо торчать у границы до полуночи, либо взять другую карту. Вот дилемма - что же выбрать: потерю времени или потерю денег. Оставил решение проблемы до последних километров России. И в Питкяранте, где я хотел заправиться, меня ждала неудача - лукойловская заправка была закрыта на слив бензина. Впрочем, худа без добра не бывает - заправился я на заправке ТНК неподалеку от Вяртсиля, сэкономив более полусотни рублей на разнице в цене. Там же и приобрел "Зеленую карту", решив что время - те же деньги. Так что границу пересекал в начинающихся сумерках и через полчаса уже звонил в двери мотеля.

На Север. День второй.

Утро пришло в тучах, но без дождя. Позавтракав в мотеле, я пообщался с матерью хозяина отеля на чистом русском языке. Живет она в Финляндии десять лет и уже получила гражданство. Работает продавщицей в магазине и в свободное от работы время помогает сыну справляться с мотелем. А сын арендует часть здания, отведенную под мотель, у финна из города Ювяскуля. Сын и мать - вот и весь персонал мотеля.
Сделав на прощание фотографию хозяйки с русскоязычной местной газетой в руках,

я отправился в свой путь к городу Нурмес, выбрав дороги номер девять и номер шесть. В Финляндии все дороги пронумерованы, а количество цифр в номерах дорог варьируется от одного до четырех. И чем меньше цифр в номере, тем больше на дороге скоростных участков. Самая высокая разрешенная скорость в 120 км/ч на выбранных дорогах мне не встретилась, но участков, где разрешена сотня, было предостаточно.
Погода хмурилась и поводов останавливаться надолго было немного. Из красок присутствовали свинцово-серый цвет неба, готовящегося пролить на землю накопленную воду, желтовато-коричневые цвета жнивья вдоль дороги с небольшими вкраплениями разноцветных строений. Изредка оживляли картину немногочисленные изумрудно-зеленые поля. Но по большей части проносилось за окнами машины желто-красное полотно осеннего леса с темно-зелеными мазками елей и сосен.


В Нурмес я приехал незадолго до полудня и гостиницу отыскал при помощи навигатора. Город казался вымершим - покой улиц под давящим серым небом нарушали только редкие автомобили. В гостинице, казалось, тоже не было не души. И ресторан на первом этаже был закрыт. Полусонная женщина администратор вручила мне ключи от номера и карточку с кодом входной двери и тут же исчезла в неизвестном направлении. Я отнес вещи в номер и попытался выйти в Интернет с взятого у сына планшетника. В номере Wi-Fi не работал совсем и мне пришлось выйти в лестничный холл. Но и там качество оставляло желать лучшего, и вскоре я оставил попытки составить маршрут сегодняшнего дня, который так и не успел сверстать дома. И решил просто проехаться вниз, к югу, по Via Karelia.

Via Karelia - это один из многочисленных в Финляндии туристических маршрутов, включающий в себя несколько разнономерных дорог, зачастую совершенно разных по качеству. В этом мне предстояло убедииться в день третий. А пока я просто отправился по дороге номер семьдесят три, по Via Karelia. Дорога была похожа на ту, по которой я приехал в Нурмес, да и пейзажи за окном машины оставались теми же. Вот только кормящихся в поле белых лебедей я  впервые увидел только на этой дороге. А, может быть, это были гуси?..


Прокатившись до Лиексы я повернул назад. Погода все более ухудшалась и иногда принимался моросить дождик. Впрочем, шел он местами. На обратном пути я заехал в "Бомбу", о которой рассказывал в своем отчете Шуркiн. Избы меня впечатлили не особо - тому виной был их какой-то совершенно новодельный вид. Впрочем, здесь мне встретился "знакомец" по весенней экспедиции клуба.

Что, в общем-то, неудивительно - ведь я находился в Карелии. Финской Северной Карелии. С озера неприветливо задувал сырой ветер, не располагавший к долгим прогулкам. 
После "Бомбы" я вернулся в гостиницу. На гостиничной стоянке расположилось десятка полтора финских почтовых машин весьма вольной и веселой раскраски.

Оставив здесь и свою Ниву, я отправился на прогулку по городу. Первым посетил лютеранскую церковь - второе по высоте здание Северной Карелии. Над входом - доска с именами Александра III и Николая II. Далее я пошел по центральной улице Кирккакату, прошел мимо закрытого музея Nurmes-Talo, а затем спустился в парк у озера. Полюбовавшись немного пейзажем, я отправился к стоявшей в глубине небольшой скульптуре.

Очередное напоминание о Карелии и Калевале. Затем просто побродил по городу и, дойдя до торгового центра, вернулся в гостиницу. Город в эти вечерние часы был практически безлюден. Я встретил только троих подростков, качавшихся на качелях в парке, да пару человек спешивших домой по пустынным улицам.
А к ночи пошел дождь...

По Via Karelia. Нурмес - Лиекса - Иломантси - Путикко.  День третий.

Проснувшись, я обнаружил за окном мокрую улицу. С неба сыпалась морось, порой переходя в более серьезный дождик. Наскоро позавтракав кашей из пакетика и чаем, я отправился на юг, заехав предварительно к туристическому информационному центру. Увы, он открывался слишком поздно. И я поехал по Via Karelia. Первую остановку сделал у каменных развалов, какие встречал до этого на Соловках. Вокруг - лес, а на камнях даже и мха не увидишь. Потом была тихая лесная речка, уходящая в лес грунтовка, блестящий от дождя асфальт дороги и желтый лес у обочин. И правда - Карелия. И вдруг - камень со стальной табличкой у дороги. И надпись по-фински. И дата - август 44-го. Уже потом, дома, я перевел эту надпись. "На этом месте 28 августа 1944 года советские партизаны расстреляли капрала Калле Руткёнена."
Дальше - мокрая дорога, потерявшая всякую разметку, битый асфальт и грейдер. А на обочинах грейдера - штабели бревен у дороги. Та же Карелия. Вот только штабели здесь маркируют...

 
Потом были отель у дороги, с полосатой будочкой и огромной шляпой на пне. И снова безлюдная дорога через лес вывела меня на возвышенность, на открытое место. А на том месте стоят два орудия и памятные камни.

 Здесь воевали в 44-м. А дождь и не думал останавливаться, то морося, то принимаясь лить, как из душа. Вот так, под дождем, следуя по Via Karelia, я приехал в Путикко, в "зеленый" отель. Приехал минут за десять, до "закрытия муравейника", и посему счел себя вправе позвонить в дверь администратора отеля. С совершенно не говорящей ни по-русски, ни по-английски дамой-дежурной долго изъяснялся по поводу отведенного мне номера. Потом оказалось, что ключ, бумаги и код ждали меня под навесом, упакованные в прозрачный файл. Вскоре, малость поплутав между первым и вторым этажом, я нашел вход в свой номер. В этом "отсеке" он был единственным - все остальные комнаты оказались служебными. А дверь напротив вела в столовую, оформленную в "сельском" стиле.

"Усадьбе Путикко, первому в Северных странах объекту сельского туризма, присвоен знак Северного Лебедя (Nordic Swan).
Усадьба Путикко (Putikon Hovi) площадью 12,8 га расположена на Юго - Востоке Финляндии в живописном, экологически чистом месте – Путикко, на пути между Иматрой(80км) и Савонлинной(40км), на берегу реки, впадающей в Сайму.
Уютная усадьба готова принять до 40 гостей, размещение в ретро-апартаментах простого финского быта.
Усадьба основана в XVIII веке. Старинные помещения общей площадью более 1600 м.кв. занимает музейная экспозиция, которая включает в себя предметы финского быта, оружие, домашнюю утварь и инструмент XIX-XX столетий, а также выставка декоративно-прикладного искусства и живописи современных финских мастеров. На территории усадьбы находится водопад, действующий с XVIII века."
(с сайта http://www.putikko.ru)

Какой-то особой "сельскости" я в номер не нашел - центральное отопление, отлично работающий Wi-Fi, вполне современная мебель. В специальной папке для гостей хранились указания по сортировке бытового мусора и призывы экономить. Устав и малость отсырев в этот дождливый день, я принял горячий душ, поужинал "бомж-пакетом" и улегся спать, под мерно барабанящий за окном по крыше галереи дождик.

Путтико - Йоэнсу - Липери - Рауха. День четвертый.

К утру дождь прекратился, но в воздухе просто висела, медленно оседая на землю, морось. Завтракал я за длинным столом в гордом одиночестве, любуясь интерьером столовой.

Шведский стол предлагал обычное для Финляндии меню - сыр, колбасу, ветчину, вареные яйца, мюсли, горячую "овсянка, сэр", чай, кофе, молоко... Горячих мясных блюд, вроде четвертушек сосисок, не было и в помине. После завтрака я немного побродил вокруг симпатичных зданий отеля и отправился в дорогу. Моей целью были в этот день музей Северной Карелии (Karelicum) в Йоэнсу и городок Липери - место, упоминаемое в очень любимом мной фильме "За спичками".
Дождик за окнами машины то моросил, то накрапывал, то незаметно превращался в мокрый снежок. Вскоре обочины дороги побелели, а потом навстречу стали попадаться машины с солидными снежными "шапками" на крышах. И чем ближе становился Йоэнсу, тем сильнее падал мокрый снег, оседая на обочинах и ветках деревьев.

Да и ветер все усиливался, дергая машину из стороны в сторону на открытых участках дороги. Вот так, под аккомпанемент ветра и снега я въехал в Йоэнсуу. Музей Карели найти оказалась несложным. Мой "Герой России Иван Сусанин" довел меня точно на место. Но вот беда - стоянки возле музея не было. Через пару кварталов отыскал подземную стоянку одного из супермаркетов - два евро за два часа. Загнав машину на одно из свободных мест, я вышел на улицу через супермаркет. И сразу оказался под сильным и сырым ветром. Ещё хуже стало, когда я повернул на улицу ведущую к музею. Тут ветер швырял в лицо снежные хлопья и, без малого, едва не сбивал с ног. Но до музея я всё же добрался!

"Музей Северной Карелии  находится в Кареликуме —  туристическом центре, стоящем на Рыночной площади Йоэнсуу. Это место можно с уверенностью назвать очагом культурной жизни города: здесь регулярно проходят творческие встречи, конференции, выставки, местные праздники и презентации. Само здание было построено в 1992 году, но с тех пор уже стало неотъемлемой частью архитектурного ансамбля северокарельской столицы.
В Музее Северной Карелии имеется постоянная экспозиция, состоящая из двух разделов: «На древних тропинках» и «В путешествии по Карелии», а также временные выставки, расположенные на первом этаже.  Первый раздел рассказывает о жизни и быте населения карельских территорий на протяжении десяти тысяч лет: начиная от таяния ледников и заканчивая Средними веками. Второй повествует об истории региона со времен Средневековья и до наших дней."
(С сайта 
Музей Северной Карелии в Йоэнсуу )

А большой зал на вторм этаже служит для временных выставок. В моё посещение выставка была посвящена Сортавале, в основном, тех времен, когда она была финской.
Осмотрев музей, я поговорил немного с одним из его работников - женщиной, отлично говорящей по-русски, вручив ей на прощание визитку клуба "К2000". И незамедлительно отправился на подземную стоянку, время пребывания на которой моей машины подходило к концу. Там я перегнал машину на другое место, вновь оплатив стоянку и решил перекусить в супермаркете. Увы, ничего серьёзного, кроме супа-солянки, да ещё готовящегося сорок минут, там не было. Узнав, где примерно находится фаст-фуд, я пошел на рыночную площадь Йоэнсуу. Кебабная была закрыта (по-моему, места для принятия пищи там были на улице). На мое счастье, нашлось что-то похожее на Subway, где мне подали вполне приличный кусок мяса с гарниром.
Отобедав, решил немного погулять по центру города. Нашел сидящую на скамейке бронзовую фигуру.

"Находится скульптура на центральной площади города, недалеко от рынка Йоэнсуу. Фигуру волка установили на одной из многочисленных скамеек, расположенных вдоль улицы. Волк, одетый в костюм и сапоги, торжественно восседает на скамье, приглашая Вас присесть рядом. Этим и обусловлено название скульптуры "Susi kosiomatkalla", что в переводе означает "Волк, предлагающий место""

Припомнилось мне там, слышанное давным-давно от отца, присловье: "Зачем волку жилетка, когда он её по кустам порвет?" И вспомнился Йошкаролинскй Йошкин кот, тоже сидящий на скамейке. Ну да, и те и другие ведут начало от древних фино-угоров.
От волка в сапогах я отправился к фонтану, сюжетом которого был то ли мальчик, поймавший рыбу, то ли рыба, готовящаяся этого мальчика проглотить. Оттуда проследовал к трубачу на постаменте. И тут снег повалил гуще, а ветер усилился. Продрогнув, я решил возвращаться к машине. Особенно неуютно мне стало от вида побелевшего от ветра и холода ангелочка,

 съежившегося с грустным видом на балкончике одного из домов. Забрав машину со стоянки я отправился в Липери.

«Эта невероятная история произошла давным-давно, но в Липери помнят о ней до сих пор. В Старой Финляндии, в лесной глуши Муртасало жили степенные неторопливые люди, жили на хуторах в нескольких верстах друг от друга. А ближайший город Йоки, до которого было чуть ли не тридцать верст, и в котором было чуть ли не три тысячи жителей, липерцы считали невероятно шумным, суетливым и загадочным». (Цитата из фильма Леонида Гайдая и Ристо Орко «За спичками» по роману Майю Лассила.)

Со времен Антти Ихалайнена и Юсси Ватанена Липери преобразился, став небольшим городком. И опять, не найдя места для парковки в центре, я проехал через городок и обнаружил на его краю большой пустырь, на котором стояла пара машин. За пустырем возвышалась титаническая кирха, а на пути к ней виднелась небольшая плита. Подойдя ближе обнаружил на плите барельеф - бегущего лыжника.

И снова ветер и холод вынудили меня отказаться от дальнейшей прогулки. К тому же уже вечерело, а путь до ночлега предстоял неблизкий. Ночевать я ехал в мотель в Раухе, городке в нескольких километрах южнее Иматры. А на следующий день предстоял путь домой.

Рауха - Париккала. Необычная галерея под открытым небом. Домой. День пятый.

Изначально я собирался, подольше выспавшись, отправиться сразу из Раухи на погранпереход, но неудовлетворение от и без того урезанной программы, да еще сокращенной непогодой, погнало меня посмотреть ещё одну карельскую достопримечательность - галерею наивной скульптуры, что неподалеку от Париккалы.

"Финский, всемирно известный в мире ITE искусства («самодельная жизнь» - необработанное, не огранённое искусство)комплекс работ находится в Коитсанлахти, в общине Париккала. Результаты работы более 50ти летней (1944 – 2010) творческой деятельности Вейо Рёнккёнена."

Другие фотографии из галереи

Погода в этот последний день пребывания в Финляндии смилостивилась. И хотя небо и было затянуто тучами, но ни ветра, ни снега с дождем не было. Что можно сказать об этой галерее. Это надо увидеть. Скульптуры весьма впечатляют, несмотря на то, что уже четыре года, как их автора не стало. Территория выставки ограничена лесом с юга и севера, с запада - шоссе, а с востока - железнодорожной веткой. Там я провел более двух часов, успев посидеть на лавочке у пруда и полакомиться немного растущей там же облепихой. И оттуда поехал уже домой. Погранпереход в Иматре прошел быстро - наших машин было относительно немного, а финны выстроились в длинную очередь на российской стороне. По дороге на Питер останавливался, чтобы заснять интересные названия населенных пунктов. А потом проехал по платной дороге. Понравилось. На КАД'е больших пробок не было, хотя в паре мест и пришлось постоять. Хуже стало после выезда на М10 - пробки, обусловленные дорожным ремонтом растянулись, как мне показалось, не на один десяток километров. Так что в Чудово. где собирался ночевать в мотеле добрался в уже темноте.

М10. Спас-Заулок - Рогачево - Сергиев Посад - Пушкино. День шестой.

Последний день поездки был малоинтересен с точки зрения достопримечательностей. Да и ожидаемые на подъезде к дому пробки на Ярославке не располагали к отклонению от маршрута и длительным остановкам. Хотя в этот раз я зафиксировал в памяти фотоаппарата несколько дорожных указателей на М10 с интересными названиями населенных пунктов, которые прежде, по разным причинам, проезжал не останавливаясь. В Крестцах вновь закупился пирожковой продукцией - и самому поесть в дороге, и домой привезти. Да где-то по дороге купил трехлитровую банку клюквы.
В Спас-Заулке свернул на дорогу, ведущую к Ярославке через А-108 и Сергиев Посад. Сначала поехалось быстро, но потом, как обычно, догнал длинную вереницу фур, плетущуюся за очередным "тормозилой". И так ехали почти до Дмитрова. Предпоследнюю пробку в районе Пушкино-Клязьма объехал "огородами" и ещё немного постоял на последнем километре перед домом. На этом моё маленькое путешествие и закончилось.