"На "Оке" по Русскому Северу"
Москва - Ярославль - Вологда - Вельск - Няндома -
Каргополь -
- Пудож - Медвежьегорск - Петрозаводск - Новая Вилга
август 2002 года
Часть 1. Пушкино - Вельск
Едем на Север.
Первый маршрут прост: Пушкино – Ярославль – Вологда – Вельск. Просто М8.
Выезжаем из дома 1-го августа в 18:32. Т/с - ОКА 2001 года. На одометре
- 31593 км. Экипаж: сын и я, оба с водительскими удостоверениями. Стаж
вождения – 1 и 2 года соответственно. У сына опыт только трассы, порядка
800 км. А я даже 3 недели ездил в Москву и обратно! Заливаем бак до
полного (7 литров) и 10-литровую канистру на ближайшей к дому заправке,
по 9-30. Поехали! За рулем – сын. Идем по трассе, ориентируясь на
график, полученный на сайте АвтоТрансИнфо. Забегая вперед, могу сказать,
что данные графики движения дают хорошее представление о предстоящей
дороге по участкам. Просто время, которое дается там, нужно умножать на
индивидуальный коэффициент, зависящий от машины, манеры и опыта
вождения. И надо исключать время «технических остановок».
Пушкино минуем в 18:49. По мере удаления от Москвы поток
машин становится меньше, рассасываясь по ответвлениям. В 19:42 доезжаем
до В. Двориков (31669), где дорога становится двухполосной и скачет
вверх-вниз по холмам. Везде знаки «Обгон запрещен» или сплошная осевая
линия. Там же, где обгонять можно, навстречу появляется фура или
лесовоз, возглавляющий длинную колонну из легковых автомобилей,
периодически выставляющих подмигивающие «мордочки» и тут же ныряющих
обратно в поток. Сильное задымление и запах горящего торфа, особенно в
низких местах. Через три десятка километров (31696-31699) дорога
расширяется до четырехполосной, а далее двухполосной, но с очень широкой
обочиной, на которую съезжают уступающие дорогу грузовики. Мне кажется,
этот участок сделан недавно. Затем (до 31705) ведутся дорожные работы,
далее снова идут довольно широкие обочины.
Переславль проезжаем насквозь – уж очень мне не нравится
тамошняя объездная. При проезде через город – встречаем штук пять ОК. За
одной из них с буквой «У» едем через весь город. За рулем дама,
очевидно, только что получившая права, так как едет строго с учетом
знаков и очень осторожно.
Река Нерль (31725). От Ивановского (31735) – 7 км
четырехполосной дороги, тоже новой. Потом 4 км двухполоски и 3 км
трехполосной. Так и продолжается до Ростова – небольшими участками – две
– три – четыре полосы на дороге. У первого поворота на Ростов
оказываемся в 21:29 (31780). Справа видно озеро Неро с церквями на
берегу. На объездной дороге вокруг Ростова – тоже идут дорожные работы.
В н.п. Восход дорога становится четырехполосной – до самого Ярославля.
Проблем никаких. Идем 100-110 км/ч. 22:16. Ярославль (31835).
Останавливаемся на въезде погадать на карте города, установленной здесь
же. Заодно и перекусываем. Выбираем объездную дорогу, вспоминая
прошлогоднее часовое кружение по городу и слалом между трамвайными
путями и ветками рухнувшего дерева (колесики-то - двенадцать дюймов!).
Стартуем в 22:30. Я сажусь за руль. Вперед, далее на левую полосу – к
светофору, разворот – на светофор и направо. Мы на объездной. Резко
темнеет. Идем по указателям. Один какой-то не вполне внятный левый
поворот (скорее, полуповорот) со светофорами. Смотрим, что делают другие
авто и делаем то же. Наконец, оказываемся на мосту через Волгу. «Верной
дорогой идете, товарищи». Снова жалею, что нельзя здесь остановиться и
пофотографировать. В 23:20 (31870) Ярославль остается позади. Темно,
ничего по сторонам не видно. Записи делаем редко.
00:09. Данилов (31927) 31942 – ремонт моста – проезд открыт
по одной полосе. 01:46 (32057) Вологда. Пост ГАИ – останавливают для
проверки 100% машин. Здесь тоже пьем кофе, перекусываем, гадаем на карте
города из автомобильного атласа Вологодской области – планируем проезд.
Здесь же заправка. Заправляем 25 литров по 10-00. Отъезд в 2:23.
Проезжаем по карте, практически чисто, только при съезде с Пошехонского
шоссе улетаем на другую улицу, правее нужной нам улицы Мира. Быстро
исправляемся и далее идем по указателям. 2:52. (32072) На выезде из
Вологды снова останавливает гаишник. Проверка документов. Выезжаем на
М8. Дорога задымлена, окна открыть невозможно. Дальний свет фар не может
пробить дым. Очень темно кругом. Записей не делаем. От усталости и дыма
очень хочется спать. Управляем машиной по очереди. Светает.
Задымленность уменьшается и сходит на нет. Начинается дождь. В 5:50
подъезжаем к знаку «Архангельская область». На одометре цифры – 32291.
Полчаса здорового сна и по стакану кофе из термоса – и мы, как
новенькие. В 6:30 продолжаем дорогу. И вот он – указатель «Вельск»!
Находим дорогу к нужному нам месту. Приехали. 7:20 (32328). Итого
пройдено 789 км. Затрачено: времени - 8 часов 31 мин, денег - около 400
рублей.
Часть 2. Вельск и окрестности
В Вельске мы
поселились у знакомых в одном из домов одноэтажного поселка лесобазы.
Нам любезно предоставили "игрушечный" домик 3х3 метра - с печкой и
мансардой, на которую можно было попасть по шикарной приставной лестнице
через люк в потолке. Мансарда стала резиденцией сына, а я
удовольствовался нижним помещением. Мы загнали машину во двор и,
разгрузив ее, легли спать. Свежий воздух без торфяного дыма, шорох дождя
по крыше - мы прекрасно выспались за 4 часа.
Прежде в Вельске мы были в 1997 году. Машины у нас тогда не
было и на рыбалку мы ходили пешком - за несколько километров. Вблизи
города две реки - Вага и Вель, которые сливаются вместе. В не столь
давние времена, когда в моде был молевой сплав, Вага была запружена ниже
города и была довольно глубокой рекой. А сейчас, когда от плотины не
осталось даже воспоминаний, она сильно обмелела. Тут можно увидеть
огромные песчаные косы и песчаные холмы, поросшие ивняком и напоминающие
небольшие прибалтийские дюны. Сама же река широкая, но почти по всей
ширине мелкая, не более метра глубины. Где-то посередине, видимо, есть
узкий желоб с большей глубиной. Во многих местах один из берегов высок и
обрывист. На песке растительность держится плохо, и берег постепенно
сползает в реку, обрушивая растущие на нем сосны. На неглубоком песчаном
дне быстрое течение Ваги создает рисунок, похожий на чешую огромной
рыбы. Повсюду из воды торчат под углом верхушки бревен - памятник
молевому сплаву и нашей отечественной расточительности.
Выспавшись, мы решили съездить порыбачить со спиннингом.
Дождь кончился, но небо затянуто плотными темно-серыми облаками. Хозяин
посоветовал отправиться на рыбалку на Кулой - реку к востоку от Вельска,
которая тоже впадет в Вагу, правда, выше города. Он объяснил нам, как
добраться до слияния Кулоя и Ваги, где река должна быть глубже. И мы
поехали - по дороге, соединяющей Вельск с поселком Октябрьским. На
выезде из поселка лесобазы мы пересекли железную дорогу на Котлас. С
переезда виден железнодорожный мост над Вагой. Он запомнился мне по
прошлому приезду сюда, тем, что задолго до прохождения по нему поезда,
автоматика включает звуковой сигнал. "Пииии…" - пауза - "Пиииии…".
Сигнал этот звучит очень печально и слышен далеко. Я даже обрадовался,
услышав его вновь. Теперь он звучал уже с двух сторон моста. За
переездом мы повернули налево и поехали по довольно хорошей асфальтовой
дороге. Справа и слева от нее располагались какие-то площадки с ржавыми
козловыми кранами и заводские корпуса с выбитыми стеклами. В разных
местах на дороге стояли указатели - "Прием пиловочника и балансов".
Здесь же встретились две АЗС, с довольно старым оборудованием. Наконец,
промзона закончилась, и дорога побежала через лес, рассекаемый
лесовозными грунтовками. Конечно же, мы проскочили нужный поворот и
улетели до деревни Прилуки, обозначенной на карте, как Прилук. Здесь
увидели две дороги-колеи, идущие к реке через поле. Мы пересекли поле по
одной из них и, по довольно крутому склону, спустились к реке. Машину мы
оставили на берегу и, взяв спиннинги и блесны, пошли вниз по течению
Кулоя. Кулой здесь был немногим глубже, чем Вага, и так же засорен
бревнами. Несколько раз блесна цеплялась за топляки, и приходилось
бегать по берегу, чтобы отцепить ее. Тучи становились все темнее, и
вскоре пошел дождь, постепенно усиливаясь. Щука и не собиралась
бросаться на наши блесны и мы, уже немного намокнув, двинулись домой.
Дома, узнав, что надолго отключили электричество, снова улеглись спать.
Утром была отличная солнечная погода, на небе красивые белые
кучевые облака. Встали мы около шести утра и сразу отправились на
слияние. Теперь мы свернули на грейдер под указателем "Заозерье". Этого
Заозерья не было ни на карте Архангельской области, ни на атласе
автодорог 2001 года. Но по этому грейдеру, местами прерываемому ямами,
полными воды, мы добрались до моста через Кулой, метрах в 300-400 выше
слияния с Вагой. Мост деревянный и довольно старый, очень высоко над
водой. Опоры его укреплены устройствами для рассечения потоков бревен.
Смотрится это сооружение в лучах утреннего солнца весьма интересно. По
грунтовой дороге мы загнали машину в лес и оставили ее в сосняке на
высоком песчаном берегу, прямо над слиянием. Сосны были мокрыми после
затяжного вчерашнего дождя и капли на их иголках блестели серебром под
лучами солнца. Мы спустились вниз к берегу по промоине и пошли, делая
забросы, от слияния вниз по течению Ваги. Здесь тоже торчали топляки, и
было мелко, хотя и попадались небольшие омуты у берега. У каждого такого
омута торчали рогульки из ивы, воткнутые в песок. Некоторые из них уже
выпустили зеленые листья. Видно, что ловить рыбу сюда ходят. Мы утопили
пару блесен, зацепившихся за коряги очень прочно, так, что пришлось
рвать леску. Я даже вытащил сучок, сантиметров тридцать длиной, оторвав
его от топляка после десяти минут бегания по берегу. И вот, наконец,
впервые после двадцатилетнего перерыва, я вытащил щуку на спиннинг с
берега! И пусть она была такой же маленькой, как и ранее вытащенный
сучок, удовольствие я получил несоизмеримо большее. На этом клев и
закончился.
Сын захотел посмотреть окрестности и порулить. Мы свернули
снасти и проехались по нескольким лесовозным дорогам, которые отходили
от грейдера повсюду. Проехали пару безымянных деревень из нескольких
домов, какую-то свалку по раскисшей и очень черной дороге, взяли с
разгону пару луж, метров по пятнадцать длиной, проехались по полям и
берегам Кулоя. Видели огромную площадку с вырубленным лесом и снятой до
песка подстилкой. Позже узнали - идет строительство газопровода и это -
место под газостанцию. Рядом с дорогой или прямо на обочине можно
встретить пустые машины и стоящие мотоциклы - их хозяева собирают в лесу
ягоды или грибы. Видели даже одну ОКУ с местными номерами и
тонированными стеклами. Когда в машине что-то начало постукивать,
вернулись на грейдер и поехали домой - обедать.
После обеда отправились вниз по Ваге по асфальтовой дороге в
сторону поселка Аргуновский, где эта дорога и заканчивалась площадью с
автобусной остановкой и деревянной церковью-новоделом. Вниз, к реке
уходила грунтовая дорога, возле которой стоял типичный сельский магазин.
Мы проехали по этой дороге, приведшей нас в нижнюю часть деревни,
проехали по деревенским улицам и выехали на берег реки, недалеко за
околицей. Берег в этом месте спускается к реке ступенями, а возле воды и
в воде лежат разного размера валуны. И здесь река мелкая, но, ниже по
течению у берега встречаются островки, поросшие осокой и камышом, и
омуты, правда, не слишком глубокие. Берег густо зарос мелким лесом -
ивами и ветлами и круто обрывается в воду с высоты двух-трех метров.
Кое-где есть места, где можно разместиться у воды. По брошенным банкам
для червей, обрывкам лески, кострищам и уложенным на валунах или прямо
на земле доскам для сидения видно, что эти места посещают рыболовы. Мы
прошли вдоль берега, забрасывая блесны во все перспективные места. Но,
увы…
Тогда мы помыли машину, сделали несколько фотографий и издали
понаблюдали за местным рыболовом, который ловил что-то, используя
деревянные санки, скользящие по течению и удерживаемые с берега
веревкой. Наверное, это была ловля "на кораблик". Вернулись домой и,
протопив печку и поужинав, улеглись спать под начавшийся дождь. Дождь
продолжался всю ночь и шел почти до десяти утра. Так здорово спалось под
шум падающих на крышу капель, что вставать просто не хотелось! Наконец,
проснувшись, решили разведать дорогу до поворота на Няндому, съездить на
местный аэродром и посмотреть окрестности на юг от Вельска. О дороге на
Няндому будет рассказано в третьей части.
А при проезде по Вельску обратил внимание на большое
количество улиц с односторонним движением. Вернувшись, мы поехали к
аэродрому. Он находится к югу от Вельска, в паре километров от М8. Уже
много лет оттуда нет регулярных рейсов, но асфальтовая дорога туда
хорошо сохранилась. Есть там и самолет АН-2, на котором учатся
парашютисты. Там мы проехались по взлетной полосе, но, к сожалению, не
взлетели, а конец полосы был перерыт канавой. Как выяснили потом у двух
дядечек, которые возились с УАЗиком на летном поле у здания аэровокзала,
это было сделано специально, чтобы там не ездили на машинах и
мотоциклах.
После аэродрома мы проехали еще немного на юг по М8 и
свернули налево, на грунтовку. Грунтовка была хорошего качества до
деревни, далее одна дорога шла на горку в направлении аэродрома, а
другая через поля к лесу. Мы поехали по второй дороге, но она быстро
стала становиться непроезжей из-за полных водой ям. Проехав еще немного
вперед, мы вернулись и поехали по направлению к аэродрому. С горки
открылся прекрасный вид на деревню в полях и дальний лес. Мы сделали
несколько фотографий, но они не получились. Дорога вывела нас на М8, но
уже ближе к городу, чем поворот к аэропорту.
На следующий день мы ловили рыбу на удочку у Аргуновского -
ловились пескари и мелкая плотва. Встали в полчетвертого утра, но было
уже светло, несмотря на облачность. Погода снова испортилась,
периодически начинал моросить мелкий северный дождик. Мы вытерпели до
одиннадцати часов, а после обеда отправились прогуляться по лесу,
который начинался прямо за лесобазой. Лес оставил тяжелое впечатление -
вырубленные дочиста трасса под газопровод и огромная площадка под
газостанцию, валяющийся кругом мусор, брошенные ветки и части стволов
сосен - следы хищнической заготовки леса. Единственное, что радовало
глаз - это огромные маслята и сыроежки. К сожалению, мы не смогли найти
в лесу Черное озеро, на котором побывали пять лет назад. Озеро это
находится в сыром старом ельнике и имеет форму круга с заболоченными
берегами. Глубина озера у кромки берега сразу же более двух метров, а
сам берег - это слой отмерших водных растений, заросший сверху мхом и
травой, толщиной от 70 см до полутора метров. Посередине озера -
плавучий остров, на котором растут несколько березок. Надо сказать, что
плавает он, как на привязи, не отходя далеко от центра. Здесь живет
семейство чаек. Местные жители называют это озеро бездонным. Как-то
зимой здесь ушел под лед трактор, и потом его не смогли найти на дне.
Вернувшись домой и поговорив с соседом по поводу леса,
узнаем, что так его заготавливают с разрешения властей, выбирая только
лучшие куски. Брошенную древесину нельзя вывозить из леса. Если поймают
без разрешительных документов - то будешь платить штраф, как за порубку.
Бред… Через несколько лет здесь уже не будет леса.
Пятый день в Вельске. С утра едем на слияние на "комплексную"
рыбалку - на спиннинг и на удочки. Дует северо-восточный ветер, враг
рыболова, небо закрыто облаками и довольно холодно. Несмотря на
использование всего арсенала блесен, мы ничего не поймали. Попытка
ловить в проводку на удочку тоже не принесла успеха. Забросив удочки в
омут, разжигаем костер и греем консервы. В это время поплавок тонет, и я
вытаскиваю из реки хариуса. Это и был весь наш улов в тот день. Часов в
десять уехали домой, где нас ждала баня с паром и вениками. Сын побывал
в бане первый раз. Сначала ему не очень понравилось там, а потом уже не
хотел выходить. Вечером решили, что уедем через день, посмотрев сначала
Вельск.
Ну, вот и пришел последний день нашего пребывания в Вельске.
После завтрака поехали в город. Проехали по многим улицам. Почти все они
с односторонним движением и ограничением скорости до 40. Дома на этих
улицах одноэтажные. Самые большие дома на окраине в четыре-пять этажей.
На центральной улице, где сосредоточены официальные организации дома
двухэтажные, деревянные, старой постройки. Встречаются и новые дома, но
и они не выпадают из общей картины. В таком новом или обновленном доме
находится гостиница. На улицах в центре можно найти кафе или столовые,
есть крытый рынок с хорошим выбором продуктов и умеренными ценами. Из
мобильной связи в городе работает только СОТЕЛ. На центральной площади
есть и краеведческий музей - в здании из красного кирпича. Но именно в
этот день он был закрыт "по техническим причинам". Снова начался мелкий
нудный дождик. Посетив несколько магазинов и попив кофе в уютном кафе,
мы поехали домой, где собрали вещи, попрощались с хозяевами и легли
спать - выезжать нам предстояло очень рано.
Часть 3. Вельск - Няндома - Каргополь - Пудож - Медвежьегорск - Петрозаводск(Новая Вилга).
Ранним утром мы
прощаемся с Вельском и по темноте выезжаем из города - на одометре
32754, время 3:17. Заправляемся на заправке на въезде в город по 9-70 за
литр. На заправке висит большой портрет "лица кавказской национальности"
- по слухам, это портрет покойного хозяина, павшего в разборках. Так ли
это на самом деле - мы не успели узнать. На выезде из города подряд идут
несколько населенных пунктов, где возле кафешек ночуют на стоянках стада
фур. Все они пока не проснулись и не занимают дорогу. Там же, в
деревнях, нас обгоняют две или три легковушки. На дороге много
поворотов, местами она разбита, но, в целом, дорога весьма приличная.
Из-за маленьких колес ОКИ любая неровность дороги хорошо ощущается ее
пассажирами. В километрах сорока за Вельском проезжаем стоящую на
обочине газель с включенной аварийкой. Возле нее сбоку двое мужчин, а
перед капотом женщина разжигает костер. Они не просят нас остановится.
Краем глаза замечаю лежащую в кювете серую легковую машину. Но пока этот
факт доходит до сознания, мы уже успеваем отъехать далеко. На мой
вопрос, что там было, сын говорит, что это иномарка, и она нанизала на
себя метра четыре металлического ограждения дороги и, видимо, там
сработала подушка безопасности. Так как уехали уже далеко, решаю не
возвращаться, тем более, что прошедшие впереди машины этого не сделали.
Недалеко от поворота на Няндому встречаем УАЗик скорой помощи, который
явно спешит туда. На душе довольно паршиво. Но что бы я мог сделать в
той ситуации, чем помочь?
Светает. Скоро доезжаем до поворота на Няндому(32828; 4:40).
Видим указатель на заправку - она по дороге на Архангельск, в 1км
впереди. Нам она не нужна и мы поворачиваем. Дорога, против ожидания,
местами даже лучше, чем М8. До Няндомы доезжаем без проблем. На въезде -
заправка (32961). Цена 92-го - 9:80. 6:38 (32962) - Няндома. В Няндоме
едем по главной дороге, сразу за железнодорожным переездом - поворот
налево. Встречные машины нас пропускают. Итак, дорога от Вельска до
Няндомы хорошая, населенные пункты сосредоточены возле городов. Заправок
на пути - только одна, да и та дальше поворота на Няндому. Есть
несколько хороших видов, например, вид на песчаные косы реки Вага.
Местность ближе к Няндоме - более пересеченная. После выезда из
Няндомы(6:50) останавливаемся перекусить на холме. Впереди, за лесами,
видим что-то похожее на море - свинцово-серая масса с ровными краями во
весь горизонт. Но указатель прямо перед нами подсказывает нам, что это
все-таки облака - "Каргополь - 75км, Пудож - 225км". От Няндомы до
Каргополя дорога скучна. Встречается много лесовозов, груженных круглым
лесом. В Каргополе (33054) заправляемся по 9:80 до полного бака. За
Каргополем (33057) до Ватамановской (33073) и немного далее (33076) -
дорога асфальтовая, перемежающаяся местами бетонными плитами. Далее, до
д. Гавриловская (33078-33090), грунтовка с редкими включениями бетонки.
В Гавриловской останавливаемся сфотографировать деревянную церковь. За
деревней активно голосует поп - показываем, что нет места в машине -
заднее сидение занято багажом. Как выяснится вскоре - лучше бы его было
посадить в машину. Есть какая-то примета про попа.
На отметке 33092 проезжаем асфальтированный мост с разметкой
через р. Лекшма. С 33099 идет свежий асфальт без разметки. 33101 -
Кенозерский национальный парк. Съезжаем на обочину, чтобы
сфотографировать указатель, а потом еле выезжаем с нее на дорогу -
обочина очень топкая. Дорога здесь хорошая, но извилистая. 33102-33126
грунтовка с куском асфальта в деревне Орлово (33113). Республика Карелия
(33126) встречает нас указателем и свежим асфальтом, еще без разметки.
33148 - конец асфальта после р. Колода. Везде видна дорожная техника,
все разбито, едем, как по стиральной доске. Особенно плохо, где
грунтовка улучшена щебнем - дорога сильно разбита КРАЗами и КАМАЗами,
которых здесь очень много. Участки такой дороги перемежаются участками,
на которых укладывается песчаная подушка. Скорость 20-30 км/ч. Где-то
(примерно 33164-33166) пробиваем правое заднее колесо, но не сразу
замечаем, так встречные машины тоже таскает по песку. Окна закрыты от
пыли, гремит дорожная техника и магнитола в машине - и мы не слышим
хлопанье уже разбитой вдрызг покрышки. Остановка - впереди разъезжаются
КРАЗ и КАМАЗ. Спрашиваем у водителя грузовика - сколько еще такого ужаса
впереди и узнаем, что еще километра три - и будет асфальт. Наконец, КРАЗ
и КАМАЗ разъехались. Еле трогаюсь с места и вижу, как "зрители" -
водители стоящих грузовиков машут руками. Останавливаюсь и вижу, во что
превратилась покрышка. Волосы встают дыбом. Водители шутят, говорят, что
ОКА очень мощная машина, раз ехали и не заметили. Нам не до разговоров -
предстоит второй раз в жизни менять колесо. Первый раз это было зимой по
дороге в Ступино и оставило не самые радостные воспоминания. Нужные
предметы оказываются на самом дне багажника - приходится вытаскивать
багаж. Домкрат разваливается на составные части. Собираем, поднимаем
машину - соскальзывает по песку. Тут нас просят освободить место для
дорожной техники - мы не там встали. Переезжаем. На новом месте
выясняется, что потеряли секретку. Ищем вторую в багажнике. Ставим
домкрат - опять падает, зараза. Достаем лопату - счищаем 15 см песка,
поднимаем машину. Мучаемся минут пять с секреткой, откручиваем ее,
наконец. Гайка-секретка улетает в кусты - не буду ее ставить. Все,
колесо заменено! Укладываемся, пьем воду, отдыхаем. На замену ушло более
сорока минут! Едем дальше. Через три км - асфальт(33170-33187). Затем
кусок грунтовки и потом (33194) асфальт до Пудожа(33206). В Пудож
въезжаем в 11:55. Через десять минут в путевом блокноте появляется
запись большими буквами - "ШИНОМОНТАЖНИК - *****". Шиномонтаж здесь
единственный, и находится он на въезде в город со стороны Каргополя.
Диалог с шиномонтажником - молодым парнем:
- Здравствуйте. Есть ли колесо на ОКУ в сборе?
- Нет.
- Снять, отбалансировать и поставить колесо на место - можно.
- Я - один сейчас, и колес не снимаю.
- Хорошо, я сам сниму. Отбалансируете?
- Да.
Иду снимать колесо, потом
закатываю его в помещение. Продолжение диалога:
- А зачем Вы закатили? У меня сейчас обед!
- Так Вы сказали, что сделаете, а про обед не говорили.
- А Вы не спрашивали.
- Может, сделаете все же, с доплатой за срочность?
- Нет!
- Вам, что, деньги не нужны?
- Нет!
Шиномонтажник садится в новую
десятку и уезжает. Вот что такое монополизм в миниатюре!
Ставим на место колесо и проезжаем по Пудожу в поисках
магазина запчастей. Магазин тут есть - колеса в сборе нет, только
покрышки. Решаем ехать дальше и поискать в Медвежьегорске. В Пудоже на
въезде и на выезде - заправки, по 10 рублей/литр 92-го. Выезжаем из
Пудожа в 12:18. На одометре 33216. Из-за неотбалансированной запаски
машину трясет от 80 до 100 км/ч. У пос. Пудожгорский (33299) находим еще
один шиномонтаж. Здесь еще делают и автосварочные работы. Шиномонтажник
делает всю работу сам, а колеса для ОКИ у него тоже нет. Зато хорошо
поговорили. Он тоже удивлен, что в Пудоже так с нами обошлись.
Высказывает предположение, что малый работает на хозяина и, лично ему,
все по барабану. Едем дальше - машину больше не трясет. Зато дорога
становится похожа на стиральную доску. Проезжаем отворотку на Челмужи.
Вспоминаю название - читал про Челмужскую косу в ИНТЕРНЕТе. В 14:51
(33393) неожиданная для нас остановка в Повенце - пропускаем корабль,
идущий через шлюз. Мы - третьи. Фото и видеосъемка запрещены. Делаю из
машины одну фотографию корабля. Потом наблюдаем за работой шлюза и
поворотного автомобильного моста. Очередь уже выросла до полутора
десятков машин - в основном, легковых. В 15:21 продолжаем движение. До
свидания, Повенец - одноэтажный город.
В 15:40 въезжаем в Медвежьегорск (33417)- здесь на заправке
бензин по 8-90! И очередь из десятка машин. Заправляем 20 литров и в
15:55 отправляемся по магазинам автозапчастей - искать колесо. Только в
одном магазине (под названием, кажется, "Фотон") находим покрышки для
ОКИ - колес нет! Брать покрышку не решаюсь - а вдруг забракуют диск, уж
очень сильно он помят. Едем на сервис на пересечении М-18 и отворотки на
Медвежьегорск. Предлагают там покрышки б/у (импортные) за 250-300
рублей. Диск, говорят, еще послужит. Вскоре выясняется, что предложенная
покрышка с дырой. Договариваемся с шиномонтажником, что он поправляет
диск, а сами едем за шиной в Медвежьегорск. Берем О-104 по 470 рублей и
возвращаемся на сервис, где нам благополучно ставят шину на уже
выправленный диск и балансируют колесо. Все обходится в 50 рублей. Слава
богу, теперь у нас есть запаска и можно ехать дальше без волнений. Здесь
же на перекрестке перекусываем в маленькой забегаловке. Две порции
сосисок с картофельным пюре, пирожки с капустой и кофе обходятся в 72
рубля.
Наконец, мы выезжаем на М-18. На одометре 33438, время -
16:45. Тут же встречные машины отмигиваются фарами - впереди засада.
Через пару километров благополучно минуем двух гаишников на машине,
затаившихся за поворотом на обочине. Так как, кроме нас никто не едет в
ту же сторону, мигаем всем встречным на протяжении трех километров. Хотя
нас и предупреждали, что идет ремонт дороги М-18, на Гирвас не
поворачиваем(33506 - развилка и большое кафе у развилки). Да и в атласе
дорога М-18 показана проходящей именно через Гирвас. Как выясняется
позже - это вранье. Через 16 км (33522) снова попадаем на ремонтируемую
дорогу. Дорога вовсю пылит под колесами КРАЗов, КАМАЗов и прочей
дорожной техники, несмотря на мелкий сеющийся дождик. Местами видимости
из-за этой пыли почти нет - включаем дальний свет и противотуманный
задний фонарь. Проезжаем поворот на Кивач. Скорость на ремонтируемом
участке - не выше 40 км/ч. Некоторые иномарки ползут еще медленнее.
Ремонт ведется на протяжении 22 км! Наконец (33544), выезжаем на
асфальт. Здесь же (33545) на новенькой дороге, у отворотки на Кончезеро
- Кондопогу, новая заправка. Цена 10-09 за литр 92-го. Дальше едем без
приключений и по хорошей дороге. Правда, с моста через реку Шуя снят
асфальт и торчат ребра. Проходим его в общей очереди машин со скоростью
около 5 км/ч. Ребра довольно высокие и хорошо ощущаются при переезде.
Наконец, доезжаем до кольцевого перекрестка, где встречаются дороги на
Пряжу - Олонец и на Петрозаводск. Поворачиваем на первую - нам ехать до
поселка Новая Вилга. 20:05. Одометр показывает 33600. Приехали! Ночевать
размещаемся в одной из комнат абсолютно пустого общежития одной из
местных организаций. У жены здесь есть знакомые и о нашем приезде знают.
Часть 4. Кивач
Выспавшись, как следует, мы едем смотреть водопад Кивач. И опять уже
знакомая дорога М18, правда, в обратную сторону - к Медвежьегорску.
Скоро добираемся до ремонтируемого участка. Снова пыль столбом, на этот
раз без дождя. Едем не спеша, но трясет преизрядно. Низкосидящие
иномарки крадутся по дороге, объезжая камни и ямы. И лишь КАМАЗы и КРАЗы
бодро несутся в обе стороны, поднимая тучи пыли и сокращая видимость до
минимума. Вспомнив о том, что машинка наша совсем маленькая и
незаметная, включаю фары и противотуманный фонарь - чтобы не наехали
ненароком. Так, с полной иллюминацией подъезжаем к повороту на Кивач,
где от указателя начинается асфальтовая дорога длиной восемь километров.
Дорога эта узкая и извилистая, но с довольно хорошим покрытием. По ней
мы приезжаем прямо к шлагбауму, загораживающему въезд на большую
асфальтовую площадку. Рядом находится будочка из которой выходит дама и
обилечивает нас. С меня она берет полную стоимость - 20 рублей, а в
сыне, несмотря на то, что он за рулем, безошибочно опознает студента и
берет с него только десятку. Взамен мы получаем билеты один - ценой в
двадцать, а другой - пять рублей. И здесь есть свой маленький бизнес.
Шлагбаум поднимается, и мы въезжаем на территорию природного
музея "водопад Кивач". Сразу же при въезде довольно большая круглая
заасфальтированная площадка. По краю ее стоят припаркованные автомобили.
Отсюда начинается несколько дорожек - к водопаду и к музею. Одна из
дорожек к водопаду закрыта на ремонт - ремонтируется мостик. Рядом с
площадкой есть пара кафе. Какой-то туристический сервис здесь имеется.
Несмотря на довольно раннее время, под открытым навесом одного из кафе
уже сидит компания. Изучив деревянную карту возле площадки, мы выбираем
дорожку к верхней части Кивача. Можно было бы обойтись и без карты - с
площадки водопад хорошо слышен. Говорят, в старые времена, то ли при
Радищеве, то ли при Державине, водопад был слышен за тридцать верст.
Теперь этого нет - может мы более глухи, чем наши предки, может воды в
Суне стало меньше, а может "все врут календари". Состояние дорожек и
указателей говорит о том, что за территорией ухаживают, но денег на уход
не хватает. По такой дорожке мы проходим к верхней части водопада. Слава
богу, здесь пока еще очень мало людей и можно все не торопясь осмотреть.
Справа от нас спокойная лесная река, прозрачная до дна, с
камышом по берегам. На её поверхности отражаются облака и синь неба.
Прямо перед нами уже черно-зеленый поток выпячивается горбами и
устремляется в узкое каменное ложе между серых камней. Камни
покрыты ярко-зеленым мхом и ямками, в которых стоит вода.
Слева и ниже - вода "кипит", скатываясь вниз по ступенькам к подножью
водопада. Над "кипящим котлом" поднимается тонкая водяная
взвесь. А внизу, у подножья - вода уже синяя, сверкающая солнечными
бликами и совсем не такая спокойная, как перед водопадом.
Мы с сыном "причащаемся" у начала водопада - умывшись и попив
воды из него.
Вода здесь, как и во многих других местах русского Севера - с
"деревянным" вкусом, возможно, от огромного количества стволов деревьев,
оставшихся в реках Севера после молевых сплавов. Людей у водопада
постепенно прибавляется, и мы уходим ниже по течению - к смотровой
площадке. По пути туда пересекаем почти сухое русло - здесь, при большой
воде, течет целая река. Смотровая площадка находится довольно высоко от
воды, но, перелезая по каменным глыбам, из которых сложен берег, можно
спуститься вниз к самой воде, откуда открывается неплохой вид на водопад
снизу - и на основной и на боковой потоки. Впрочем, водопад
красив и при взгляде со смотровой площадки. Здесь, за
водопадом, вода уже кажется зеленой от зелени деревьев по берегам. На ее
поверхности плавают белые клочья пены. Здесь можно долго
сидеть, любуясь на водопад и отдыхая душой от суеты повседневной жизни.
В нескольких метрах от смотровой площадки старый забор из сетки,
спускающийся к самой воде и преграждающий путь ниже по течению водопада.
Полюбовавшись со смотровой площадки на водопад, мы
поднимаемся на площадку и идем по дорожке, ведущей к дендроколлекции и в
музей. По пути видим пару домов за заборчиками - здесь живут служащие
заповедника. Дендроколлекция тоже имеет не слишком ухоженный вид -
таблички с описаниями под деревьями не слишком заметны, да и буквы на
них местами постерлись. Из табличек становится понятным, что здесь велся
какой-то опыт по приживаемости деревьев. Сын, как будущий специалист
леса, дает пояснения. Затем мы поднимаемся к музею. Слева и справа от
музея забор с воротами, в которые проезд и проход запрещены. Сам музей -
обычная изба с двумя комнатами и сенями. Вход сюда бесплатный. На
столике в первой комнате лежит большая книга отзывов. Последняя запись
сделана американцами. Во второй, дальней от входа, комнате, я не могу
оторваться от фотографий, сделанных местным фотографом. Особенно меня
поражает своими красками осенний берег озера. Жаль, что мои фотографии
получаются далеко не такими красивыми и качественными. В ближней комнате
запоминается огромная витрина с местной фауной и флорой. Здесь и
красавцы-глухари и мишка косолапый в углу и даже лось, правда, не
слишком большой. Все остальное как-то не запоминается - вроде есть там
какие-то предметы старинного быта, фото, дагерротипы и рисунки Кивача в
разные времена, минералогическая коллекция, срезы древесных стволов.
Мы покидаем музей, положив немного денежек в копилку для
благотворительных целей, стоящую рядом с витриной. По пихтовой аллее мы
спускаемся вниз к реке, уже далеко за водопадом. Здесь Суна, выбегая из
узкого каменного горла и проносясь по каменным порожкам,
широко разливается. Берег у воды болотистый и поросший
камышом и осокой. Ниже по течению, слева, есть причал, у которого стоит
несколько лодок. Мы делаем несколько снимков и возвращаемся на площадку
- перекусить перед обратной дорогой. В обоих кафе подают шашлык, еще
какие-то вторые и, кажется, первые блюда. Есть салаты и пирожки. Только
все это можно поесть в любой российской забегаловке на автодороге. Мне
кажется, здесь бы были уместнее пироги с рыбой, моченая брусника вместо
салатов, соленые грибы, пирожки с брусникой, клюквенный морс. Да и для
туристов, особенно иностранных, это было бы более привлекательно. Но мы
ограничиваемся порцией шашлыка и пакетом сока. Компания, которую мы
видели утром, продолжает застолье. Кажется, это любители русской водки -
финны. Цены в кафе приемлемые, готовят неплохо.
Перекусив, мы отправляемся домой - завтра нас ждет поездка к
Ладоге. Доехав от водопада до М18 мы поворачиваем налево - в сторону
Медвежьегорска. Здесь участок ремонта небольшой - около трех километров.
Доехав до соединения со старой дорогой, мы поворачиваем на Гирвас.
Дорога здесь хорошая и гораздо более живописная, чем новая М18. Едем не
спеша, иногда останавливаемся посмотреть на деревни и озера, сделать
снимки. Заправляемся на заправке около Шуйской и вскоре возвращаемся в
общежитие. Готовимся к завтрашней поездке и ложимся спать засветло.
Вставать завтра будем очень рано - надо проехать более четырехсот
километров, причем не спеша и с остановками.
Часть 5. Ладога
Мысль поехать посмотреть одним глазком Ладожское озеро родилась в
Вельске. Вообще-то, повидать Ладогу мы планировали, но не в этом году.
Однако, из-за печального состояния дел с рыбалкой и лесом в Вельске, мы
сократили на три дня срок пребывания там. Эти дни надо было чем-то
заполнить. В карельской части поездки изначально планировались Кивач,
Гирвас и что-нибудь еще, на что хватит времени. Мы поглядели на карту и
были очарованы названиями: Суоярви, Питкяранта, Ууксу, Салми. Было
решено посмотреть, что же это такое - западная Карелия и Ладога. Узнали
у местных жителей, что дорога через Суоярви на Питкяранту, хоть и
лучшего качества, но более скучна. А интереснее дорога на Сортавалу,
которая начинается в деревне Пряжа, что стоит на М18. Да и путь там
будет короче километров на сто.
Если посмотреть в автоатлас, то можно увидеть круг дорог:
Петрозаводск - Суоярви - Питкяранта - Салми - Видлица - Олонец - (М18) -
Пряжа - Петрозаводск. А выбранная нами дорога идет хордой от Пряжи на
Сортавалу, пересекая дорогу Суоярви - Питкяранта. Померив "лаптем по
карте", насчитали немногим более четырехсот километров и решили, что
десяти-двенадцати часов на поездку хватит.
Выехали в 4:05 (33832 км на одометре). В Пряже у поворота на
Сортавалу были в 4:40 (33868). Здесь, на левой стороне дороги М18(если
ехать в сторону Олонца) - кафе и стоянка для фур. Фур в этот час там
было более десятка. Поворачиваем по указателю на Сортавалу и вскоре
пересекаем реку Святрека. Еще через десяток километров(33880) - деревня
Н. Маньга, через пару километров - озеро слева от дороги и деревня
Маньга. Посреди деревни дорога поворачивает на 90 градусов влево. Этак и
с дороги можно вылететь. Пока все еще темно, небо только немного
посерело. Машин совсем нет. 33893 на одометре - указатель на
Каскеснаволок. Через два километра вместе с рассветом въезжаем на берег
Крошнозера. В свете зари озеро впечатляет. Какая-то женщина в отдалении
на мостках то ли полощет белье, то ли набирает воду. Делаю пару
фотографий (как выяснилось позже, они не получились) и едем дальше.
Совсем рассвело. Справа и слева от дороги между деревьями
мелькают ламбинки. Их очень много здесь - и больших и совсем маленьких.
И лес здесь довольно красив. Доезжаем до деревни с милым названием
Щеккила (33908). Почему-то вдруг вспоминается фильм "За спичками". В
деревне есть магазин, который в это время, конечно же, закрыт. Дорога
через деревню немного разбита. Через семь километров (33915) - отворотка
влево с хорошим асфальтом. Ни в атласе автодорог 2002 года, ни на карте
Карелии 1998 года - этой дороги нет и в помине! Еще через три километра
- левый поворот на Видлицу. Здесь есть и километровый столб "48 км" и
большой указатель. С развилки открывается вид на дальний лес и ближнее
озеро, и деревню Ведлозеро. Наверное, и та дорога, что мы видели чуть
раньше - ведет в Ведлозеро. Просто сделали ее недавно. От развилки до
деревни Юргилица(33922) едем вдоль берега Ведлозера. Самого озера не
видно - его отделяет от нас узкая полоска леса. А Юргилица стоит на
берегу озера. За деревней Куккойла (33927) на протяжении 10-12 км
попадаем в полосы довольно густого тумана, по 300-500 метров каждая.
Здесь дорога идет через лес. Озера начинаются вновь от деревни
Палалахта(33949). По деревням стоят знаки ограничения скорости "40" или
"50". У деревни Мандера(33952) дорога закрыта на ремонт - объезд через
деревню вдоль берега озера. В деревне все еще спят, только в одном из
дворов двое мужиков возятся с какой-то техникой. Объезд закончен, и мы
едем по новой, с иголочки дороге, на которой еще устанавливаются
ограждения, а разметка намечена точечками. Проезжаем деревню
Колатсельга(33961) и реку Коллас, которая на карте названа Колос. Здесь
и дальше мы пересекаем реки, которые мне очень нравятся - реки с
заросшими кустами берегами, с глубокими омутами и быстрыми перекатами,
со щетиной осоки, кувшинками и корягами у берега. Ох, как здесь,
наверное, хорошо ловить рыбу и на удочку и на спиннинг. Да и просто
посидеть на берегу или побродить ранним утром - доставит немало
удовольствия. Но мы едем дальше - нас ждет Ладога. От отметки одометра
33967 - дорога становится очень живописной, поскольку проходит мимо
каменных холмов, поросших елями и соснами. Здесь очень светло, а между
холмами лежат, как блюдца, совсем небольшие озера-ламбины. С отметки
33981 асфальт кончается и начинается снова(34006) через 25 км сносной
грунтовки. Да, за строительство северных дорог взялись не так давно. А
может зря - враги-то у нас еще не перевелись - зачем же для них дороги
строить - так и до Москвы за неделю доберутся, по хорошим-то дорогам.
Здесь мы съезжаем ненадолго с дороги на берег озера. Здесь очень красиво
- и дальний берег со стройными елями, и гладь озера в свете утреннего
солнца, и ветки упавшего дерева, отражающиеся в зеркале воды. Здесь есть
места для стоянки и люди здесь бывают часто. Но довольно чисто. И снова
- вперед. Вскоре доезжаем до развязки Сортавала - Питкяранта (34018).
Здесь стоит новый памятник. Две женщины, символизирующие Россию и
Финляндию, стоят лицом к лицу, образуя что-то вроде креста. На камне
неподалеку - примирительная надпись на финском и русском языках.
Памятник малоизвестной Советско-финской войне 39-40 годов. Осматриваем
памятник, делаем пару фотографий и едем на Питкяранту. Вскоре, в деревне
у дороги подбираем голосующую женщину - она едет в Питкяранту продавать
молоко. В сумках у нее трехлитровые банки свежего молока. От нее мы
узнаем, что муж ее работает в ГАИ и обожает ловить финнов, проезжающих
через город, за превышение скорости. Питкяранта(34025) встречает нас
одноэтажными домиками - что-то вроде большого села у дороги. Вскоре мы
высаживаем женщину у автобусной остановки и покупаем у нее два литра
молока. При переливании в пластиковую бутылку проливается на асфальт
около полулитра. Но женщина не ругается и, вроде, довольна. Мы прощаемся
с ней и едем дальше. На южной окраине города уже современная пятиэтажная
застройка. Кирпичные дома. Видели две заправки - ТНК на въезде в город
-по десять рублей за литр 92-го и другая, на выезде - с современными
колонками. Здесь уже 9-80. Мы заправляем бак до полного. Питкяранта
остается позади. На одометре цифры 34033. От Питкяранты до полуострова
Ууксу дорога извилистая, а местность - пересеченная. При подъезде к
Ууксу дорога уходит прямо, а на полуостров - отворотка направо, тоже
асфальтированная. Немного подумав, мы сворачиваем направо(34042), решив,
что если ехать по прямой дороге, то Ладогу можно и вовсе не увидеть.
Вскоре асфальт переходит в разбитый каменистый грейдер - когда-то хорошо
наезженный. Но, похоже, уже несколько лет, как дорожники забыли сюда
дорогу. И вот, наконец, из-за деревьев открывается вид на Ладогу. Как же
она похожа на море. Песчаный берег, покрытый у кромки воды валунами,
разбивающиеся о валуны волны с белыми барашками пены, густо-синяя вода
до самого горизонта. И ветер, слегка пахнущий водорослями и свежестью.
Выйдя на берег видим справа в отдалении, на выдающемся в озере мысе,
пару палаток и машин. Там отдыхают рыбаки. Полюбовавшись видом на озеро
отправляемся дальше. Теперь уже выезжаем на берег полуострова,
обращенный к "материку". Здесь, у заброшенного бетонного причала, на
перилах которого сидят белые чайки, вода уже нежно-голубая и совсем
спокойная. Вдали, на фоне утреннего солнца плывут на резиновой лодке
рыбаки - ловят "на дорожку". Здесь мы завтракаем, пьем купленное молоко
- неплохое, кстати. И - снова в дорогу. Недалеко от выезда на материк
видим слева, за лесом, темно-синюю полосу воды - до самого горизонта,
как на море. Вскоре мы покидаем полуостров и возвращаемся на
дорогу(34063), ведущую в Олонец. Салми(334085) и Видлицу(34130)
проскакиваем на одном дыхании. В Тулоксе (34145) голосует деньгами
парень - подбираем его и везем до Ильинского(34160). Он предлагает нам
двадцатку и обижается, что мы не хотим брать деньги. Сговариваемся на
десятке, а на другую - предлагаем ему выпить пива за наше здоровье.
Деревня Алексала(34170) - здесь в одном из дворов крутится здоровенный
ветряк. И здесь подбираем пожилого мужичка, едущего со свадьбы. Как ни
странно, он довольно трезв и интересно рассказывает нам о местной
рыбалке. Олонец (34178). Где-то здесь, в городе, в прошлом году меня
оштрафовали гаишники на 50 рублей за превышение скорости. Объездная была
закрыта бетонными блоками и нам пришлось ехать через город Самое
смешное, что скорость была ровно 60 км/ч, а время было детское - 3 часа
утра. При проезде тогда мы встретили одну машину - она, как раз, тихо
кралась мимо машины ГАИ, когда меня там штрафовали. В Карелии в
населенных пунктах, практически везде "40". Менталитет местный, что ли?
На этот раз Олонец минуем без приключений по объездной. За Олонцом
красивые виды на поля и реку Олонку. Мужичок выходит в Верховье (34182).
Тоже двадцатка. Мы отказываемся. Он грозит деньги бросить на дорогу.
Приходится взять деньги и, качая головами, мы уезжаем. Странный какой-то
народ: Интересно, а как мы выглядим в их глазах? А вот и дорога
назад(34187). Выезжаем на М18. Дальше уже ничего особо интересного мы не
видим. А может и не замечаем, полные впечатлений от утренних озер, рек и
Ладоги. Время в запасе у нас есть и, недалеко от Пряжи, мы сворачиваем
на одну из необозначенных на карте дорог, которая приводит нас на дачные
участки. Это неинтересно. Мы возвращаемся назад и, вскоре, сворачиваем
на очередную неизвестную дорогу, с хорошим асфальтом. Здесь мы встречаем
пару КРАЗов, груженных щебенкой, а затем проезжаем мимо карьера, откуда
эту щебенку возят. Дальше , за поворотом, идет монтаж вышки сотовой
связи - вагончики, снующие туда-сюда рабочие и спица вышки в центре. Еще
через четыре километра упираемся в полузакрытый шлагбаум - как раз
проехать на ОКЕ. Дальше ехать не решаемся во избежание неприятностей. В
Пряже останавливаемся пообедать в кафе, которое мы видели утром. Выбор
большой, но, в основном, продукты быстрого приготовления (тот самый
"fast food"). Вскоре приезжаем в Новую Вилгу. На одометре 34343. Ого, да
мы проехали 511 км. Вот тебе и "лаптем по карте".
Часть 6.
Гирвас - Тивдия - Ерши - Белая Гора - Кондопога. На следующий день после
поездки на Ладогу мы посетили знакомые мне по 80-м годам места. Я с
друзьями ездил на рыбалку на Кримозеро, неподалеку от Белой Горы. Первая
поездка была в 1981, последняя - в 88. С тех пор я там не был, только в
прошлом году мы с сыном проехали неподалеку от тех мест, когда ехали к
родственникам в Мурманскую область. В Белой Горе мы брали лодку, из
Тивдии уезжали на автобусе на вокзал в Кондопогу, этот же автобус завез
нас в Ерши в 1986. В Гирвас днем раньше должны были приехать мои
знакомые по работе. Так что маршрут был определен. Хорошо выспавшись, мы
садимся и не спеша едем в Гирвас. Еще раз убеждаюсь, что старая дорога
живописнее новой М18, идущей восточнее. Видимо, когда-то очень давно, ее
прокладывали на лошадях и пешком - от деревни к деревне. Новая же дорога
проложена по карте и сделана только для удобного автодвижения. Проезжаем
деревню Косалма, расположенную на узком перешейке между Укшозером и
Кончозером. На старой карте здесь обозначена турбаза. А на деле -
вывеска <Отель Калевала>. В Марциальных Водах делаем остановку, читаем
информацию на стенде. Подниматься наверх к санаторию нам лень и мы едем
дальше. Где-то неподалеку от деревни Готнаволок чуть было не въезжаем
под электропровод - покосился столб у небольшой стоянки на дороге. Здесь
вчера была сильная гроза. В Спасской губе заходим в магазин и просим
сообщить в электрослужбу. Ведь кто-то же может и въехать в провод.
Продавщица при нас звонит и сообщает. Дальше мы едем спокойно. В деревне
Пялозеро подбираем пожилую пару - едут в Юркостров за пенсией.
Чувствуется, по запаху, что вчера у них был <праздник души>. Но народ
радушный, приглашают приезжать погостить, заманивают рассказами о
чудесной рыбалке на Пялозере. Записываем их адрес и расстаемся. Вскоре
подъезжаем к Гирвасу. Это большой поселок с одно-двух этажными домами.
Чувствуется, жизнь здесь еще идет, в отличие от многих умирающих
северных деревень. Выясняем возле магазина дорогу к нужному нам дому.
Проезжаем плотину. Слева от нее высокая вода, образующая озеро. Справа,
в каменном каньоне, течет тонкий ручеек и стоят лужи. На вершине каньона
растут ели. Зрелище впечатляющее. Раньше здесь был водопад Гирвас. Потом
построили плотину, а скалы ниже плотины - взрывали. Сверху эти
прямоугольные каменные формы, с глубокими лужами чистой воды между ними,
смотрятся красиво. Но природный водопад, наверное, был все же лучше. От
полноты впечатлений мы уезжаем не туда, куда нам было надо. Но понимаем
это только тогда, когда хорошая асфальтовая дорога начинает бежать по
лесу. Разворачиваемся и едем обратно. После долгих мытарств находим
нужный дом. Долго кричу у калитки, затем вхожу во двор и стучусь в
дверь. Тишина: Решаем заехать на обратном пути. А сейчас - вперед, на
встречу со своими воспоминаниями двадцатилетней давности. Едем не спеша,
успев полюбоваться прямо с дороги видами Пальеозера. И вот он - поворот
на Тивдию. Еще четыре километра и мы въезжаем на мост через быструю, всю
в бурунах, речку Тивдийку. Дальше начинается грунтовка, местами слегка
раскисшая после дождей, но вполне проходимая. Сначала мы едем в Ерши.
Дорога идет через сырой лес, поднимаясь и опускаясь. Внизу, в ямах,
приходится перебираться через большие лужи - едем медленно и осторожно,
ориентируясь по следам машин. Самым трудным препятствием оказывается
большая железная труба, врытая поперек дороги. О нее машина звонко
ударяется защитой картера. Но все трудности позади - а впереди видны
Ерши. На въезде в деревню стоит заброшенная деревянная то ли часовня, то
ли церковка. Луковицы куполов покрыты резным тесом и планки, идущие под
крышей, вдоль ската, тоже резные. Внутри все разрушено, бревна стен
местами обуглены. Лестница на площадку наверху - сломана. Сама деревня
теперь дачное место отдыха и автобус сюда больше не ходит. Вид с берега
на озеро так же красив, как и раньше. Где-то вдали, на противоположном
берегу, среди верхушек деревни виднеются маковки церкви. Мы покидаем
Ерши и отправляемся в Белую Гору. Название деревня получила от белой
горы, которая круто поднимается над берегом на другой стороне озера. Лет
двадцать пять - тридцать тому назад здесь добывали мрамор карьерным
способом. Гора стоит на месте, поросшая лесом. Деревня тоже мало
изменилась. Та же разрушенная каменная церковь в центре, огороды,
переходящие в озеро, лодки, стоящие на берегу. На горке перед деревней,
рядом с дорогой - картофельные поля. Жизнь продолжается и внешне ничуть
не изменилась за пятнадцать лет. Перед мостом через Тивдийку
останавливаемся полюбоваться рекой, бегущей по валунам. Река вся в белых
бурунах, чуть подальше - деревня из новеньких белых двухэтажных домов -
коттеджей, старые бревенчатые сараи и над всем этим - синее-синее небо с
белыми облаками. Идиллия… Возвращаемся в Гирвас. Нужный дом находим без
труда и теперь там встречаем тех, кого ожидали увидеть утром.
Оказывается, мужское население рано утром уехало на рыбалку, а дамы были
дома, но криков и стука не слышали. Надо было просто войти в дом и
позвать. Трудно представить себе такое в Москве или области. Так или
иначе, нам рады и усаживают за стол. Рыбалка была хорошей - в сетку
попалось достаточно рыбы. Кстати, ловить сетью местным здесь разрешено
вполне официально. Платят, кажется, рублей триста в год - и, ловись
рыбка большая и маленькая. Есть ограничения на длину и количество сетей
на одну душу. И еще какое-то время лов сетью вообще запрещен - во время
нереста. Закусив и наговорившись, узнав новости с работы мы прощаемся с
хозяевами и отправляемся в Кондопогу. Утренний провод так и висит низко
над дорогой. Никто не приехал его чинить - воскресенье, все-таки. В
Кондопогу едем через Кончезеро - эта поперечная дорога соединяет дорогу
Шуйская - Гирвас с М18 и идет дальше, в Кондопогу. Она пересекает реку
Суна и деревню Березовка. Дорога хорошо заасфальтирована, но довольно
узка и без разметки - "в полторы полосы". На Суне у дороги стоит
небольшая деревня с названием Вороново. На карте - Большое Вороново.
После Березовки пересекаем М18 и вскоре въезжаем в Кондопогу. Город
рабочий, похожий на такие же города в России. Нам нужно только заехать в
магазин и приобрести стандартный презент - баночку кофе и коробку конфет
- в благодарность за приют. Проезд по городу оставляет приятное
впечатление - довольно чисто и движение не слишком интенсивное. Посетив
магазин и немного покрутившись по городу - мы оставляем Кондопогу и
вскоре приезжаем в Новую Вилгу. Последняя ночь, и… "До свидания,
Карелия!". Завтра нам ехать домой.
Часть 7.
Новая Вилга – Олонец – Лодейное Поле – Подпорожье – Вытегра –
- Липин Бор – Кириллов – Вологда – Ярославль – Пушкино. Мы возвращаемся
домой. Немного жаль, что все уже закончилось. Но хорошо, что впереди у
нас длинная дорога – дорога домой. Выезжаем из Новой Вилги в 4:55 и
встречаем рассвет в самом начале пути. Периодически ныряем в полосы
тумана, стелющегося над дорогой. Машин почти нет. За полтора часа
доезжаем до Олонца и проезжаем его по объездной без приключений. А в
прошлом году, когда объездная была закрыта, в городе меня оштрафовали на
50 рублей за превышение скорости. Это было в 3 часа ночи, на пустынной
дороге, а скорость была всего 60 км/ч. Правда, знак был – 40. Вообще, по
моим наблюдениям, 40 – это основной скоростной режим в карельских
городах и населенных пунктах. После Олонца дорога идет на восток и почти
все время приходится ехать против солнца. Ленинградская область
встретила нас через двадцать километров. Забегая вперед, скажу, что
качество дороги по Ленобласти улучшилось, по сравнению с прошлым годом.
Встречались довольно длинные участки нового асфальта и видны были следы
дорожного ремонта. А вот в Лодейном поле мост через реку Свирь здорово
разбит, даже больше, чем в прошлом году. Затем сложная система поворотов
в виде двух колец. Из первого кольца делаем первый же поворот направо –
на Санкт-Петербург. Далее, следуем по указателям до второго кольца и там
тоже первый поворот направо. Все это удовольствие растянулось на два
километра. К Подпорожью мы подъезжаем в 7:40. Здесь проводим пять минут
у закрытого железнодорожного переезда. Через три километра после
Подпорожья – дорога делает поворот направо, а прямо проложена грунтовая
лесовозная дорога. По ней мы уехали в прошлом году, просмотрев указатель
на Вытегру. Ошибка разъяснилась километров через 10. В этот раз мы не
наступили на те же грабли и повернули налево. По дороге проверяем работу
сотовых телефонов – работают вблизи Лодейного Поля и Подпорожья.
Проезжаем деревню Пертозеро. Километров через двадцать после нее
заканчивается асфальт. Здесь работают дорожные строители – спрямляют
дорогу. Проезжаем деревню Юксовичи и реку со странным именем -Веранда.
Здесь снова ремонт дороги и мы, ошибочно приняв побитый асфальт зп
главную дорогу, въезжаем в деревню Родионово. В центре деревни две
церкви – большая деревянная – Св. Георгия (не рабочая) и храм Сретения
Господня – изба с крестом на крыше. Все это рядом – за одним забором.
Поглядев на церкви и озеро за деревней, возвращаемся на дорогу. Через
четыре километра начинается новый асфальт. В прошлом году его здесь не
было! Все-таки строят дороги и в Ленинградской области. Через десять
километров встречаем указатель на Вознесенье – к парому. К сожалению,
асфальтовая дорога уходит туда, оставляя нас на грунтовке. Не помню
точно, но, кажется, в прошлом году этой дороги не было вовсе. Вскоре мы
въезжаем в Вологодскую область. Здесь, от Ошты до Вытегры, путевые
заметки пестрят записями – «асфальт», «конец асфальта», «плохая дорога».
Встречаются участки с подстилающими дорогу бревнами, уже изрядно
размолоченными. Я знаю – такая дорога называется «лежнёвка». Подобные
участки будут встречаться и на отрезке Вытегра – Вологда. За деревней
Мегра вновь видим дорожные работы – здесь хороший кусок нового полотна
дороги. В Палтоге останавливаемся сфотографировать стоящие рядом церкви
– каменную и деревянную. Вокруг части деревянной церкви возведены леса,
но следов работ не видно. Еще немного – и мы в Вытегре. Здесь тоже
дорожный ремонт – теперь ремонтируется мост через реку Нигижма. Движение
через мост по одной полосе и мы стоим десять минут, ожидая пока проедут
машины со встречного направления. Процесс управляемый – разводят
встречные потоки гаишники. Без приключений мы доезжаем до новенькой
дороги. С прошлого года она удлинилась и теперь асфальт будет до самой
Вологды. У Прокшино дорогу тоже доделали – в прошлом году здесь велись
грандиозные дорожные работы – от Прокшино до деревни Матвеевской. Здесь
развилка и указатель на Архангельск – на ту самую, непроезжую для
легковых автомобилей, дорогу через Солзу и Каргополь. Я знаю о ней по
интернет-отчетам. Мы мчимся дальше по свежему, с иголочки, асфальту к
Липину Бору. Здесь я бывал лет двадцать пять назад – в 1973, 75 и 79
годах. Тогда вся дорога от Липина Бора до Вытегры была грунтовкой
(лежнёвкой) республиканского значения и вилась по лесам от деревни к
деревне. Тогда мы приезжали в Липин Бор на «Метеоре» из Череповца по
Шексне и Белому Озеру или прилетали из Вологды на АН-2, с промежуточной
посадкой в Чарозере. А последний раз нас везли (по блату) из Вологды до
Матвеевской на УАЗе – буханке, с одной (а может быть даже с двумя)
паромными переправами. Прибыв в Липин Бор, мы выходили на большую дорогу
и ловили попутный грузовик. И дальше – нескончаемое удовольствие на
40-50 км: сидеть в кузове трясущегося по грунтовке грузовика, держась за
борта и озирая окрестности. И иногда прикладываться к источнику
«живительной влаги», который всегда был в достатке. В те времена, пока
не началась борьба с пьянством – ЭТО можно было всегда приобрести в
любом деревенском магазине. Как и хлеб (в дни завоза), соль, спички и
слипшиеся в комок леденцы без оберток. Да, и еще рыбные консервы – в
основном, «братскую могилу» - кильку в томатном соусе за 37, кажется,
копеек банка. В деревнях грузовик останавливался, подбирая-высаживая
очередную партию попутчиков, и ехал себе неспешно дальше. Где-то
неподалеку от Липина Бора стояла телевизионная вышка – «спица» на
растяжках. Так вот она была видна то впереди, то справа, то слева,
показывая, как же вьется дорога по лесам. А затем мы проезжали прямо
рядом с ней – в нескольких десятках метров. Нынче же все не так – новая
дорога напоминает стрелу, как будто проектировщики просто взяли, да и
прочертили по карте прямую линию от точки до точки. Все деревни теперь в
стороне от дороги, на расстоянии от 100 метров до 2-3 километров. И
вышка теперь не бегает из стороны в сторону, а маячит в одной точке над
лесами. Дорога, кстати, теперь проходит на значительном удалении от нее.
Мы едем на хорошей для ОКИ и ее не слишком опытных водителей, скорости
100 – 115 км/ч, выжигая бензин до дна бака. Заправлялись мы еще в
Карелии, за день до отъезда. Лампочка топлива, начавшая подмигивать уже
где-то под Вытегрой, теперь горит уже постоянно. Но мы не беспокоимся –
в канистре у нас десять литров бензина, да и заправка будет уже скоро –
у поворота на Липин Бор. Мы заправлялись там и в прошлом году. И вот,
когда до заправки остается всего пять километров, двигатель машины
плавно и тихо, без всякого предупреждения, останавливается. Сначала
становится немного страшно – а вдруг?.. Но потом понимаю, что просто
закончился бензин в баке. Испытываю приступ легкой досады – не доехать
пять километров до заправки! И теперь надо добывать канистру из-под
вещей в багажнике. Поручаю это Михаилу, а сам занимаюсь более сложной
работой – в полевых условиях, без компьютера и калькулятора, подсчитываю
расход бензина на 100 км. После долгого расчета и перепроверки получаю
цифру около 4,93 л/100 км. Потом помогаю сыну залить в бак бензин и
уложить в багажник вещи. Машина заводится после нескольких коротких
прокручиваний стартером, даже без ручной подкачки бензина бензонасосом.
Через пять минут, на заправке у поворота на Липин Бор, мы заливаем
полный бак и канистру. Наскоро перекусив здесь же, в кафе на заправке,
мы продолжаем наш путь домой. Теперь мы сворачиваем с прямой дороги на
Вологду и едем через Липин Бор на Белозерск. В Липином Боре заезжаем на
пристань, с которой когда-то мы садились на «Метеор». Теперь она закрыта
и потихоньку разрушается. А в здании речного вокзала теперь автовокзал.
И аэропорт, кажется, тоже закрыт. Недалеко от пристани начинается
грунтовая дорога на Белозерск. Ничего необычного – такого полотна мы уже
насмотрелись раньше. Встречных машин практически нет, что не
удивительно, поскольку дорога заканчивается паромной переправой.
Проезжаем небольшую деревню у реки, в довольно живописном месте. Небо
над нами синее с мощными белыми облаками, солнышко светит. Все хорошо. И
тут, в лесу, мы встречаемся с зайцем, пересекающим наш путь. Он не
перебегает, а вальяжно переходит дорогу, метрах в сорока от машины,
глядя на нас с презрением. Вспоминаем с сыном, что встретить на дороге
попа или черную кошку – это просто к счастью, по сравнению с зайцем, и
нам становится немного не по себе. Вспоминается встреча с попом в
Гавриловской. Тогда мы отделались разорванной напрочь покрышкой и
погнутым диском. А что ждет нас теперь? Как выяснится потом, заяц
напророчил-таки нам беду, но уже в другой поездке – в Крым. А пока мы
находимся в счастливом неведении о том, что нас ждет всего через
три-четыре дня. Вскоре после встречи с этим лесным «вестником несчастий»
мы подъезжаем к паромной переправе. Машин здесь довольно много и
легковых, и грузовых и даже рейсовый автобус. Паром стоит на другом
берегу Шексны. Из разговоров с ожидающими парома водителями узнаем, что
впереди, на дороге к Белозерску, будет еще одна паромная переправа и,
учитывая время дня и все остальные реалии современной российской жизни,
у нас имеются весьма приличные шансы провести ночь на «острове» между
паромами. Кстати, как гласит надпись на щите у переправы, паром не ходит
при скорости ветра более 8 м/с. Мы принимаем решение повернуть назад,
тем более, что места на этом пароме нам может и не хватить. Да еще и
заяц этот… Полюбовавшись на подходящий к берегу паром, чадящий солярным
дымом, и затопленную колокольню, стоящую «по пояс» в воде на горизонте,
мы поворачиваем назад. Настроение снова становится хорошим, дорога и
погода радуют взгляд. Ну не попали мы в Белозерск сейчас – да какие наши
годы, еще выберемся! Возвращаемся через Липин Бор на знакомую дорогу.
Время – 3 часа дня. При въезде в Кирилловский район стоит указатель на
национальный парк «Русский Север». По дороге заезжаем в Кириллов, где
час ходим по Кирилло-Белозерскому монастырю. Народу возле монастыря
довольно много, встречается несколько организованных экскурсий.
Жизненные наблюдения подтверждаются и здесь – несколько человек
заинтересованно слушают экскурсовода, большая часть делает вид, что им
тоже интересно, а остальные просто устало стоят или сидят неподалеку,
занятые уже разговорами или «самосозерцанием». Я приемлю два варианта
экскурсий в подобные исторические места. Либо, изучив все заранее по
книгам или другим достоверным источникам, приходишь сюда и, увидев,
узнаешь то, что представлял себе мысленно. Тогда каждый предмет будет
говорить тебе о многом, и ты встретишься с ним, как с хорошим знакомым.
Либо ты находишь человека, который сам питает искренний интерес к
истории того или иного места и знает о нем многое. Этим отличается часть
штатных экскурсоводов и просто любителей истории. Однако, чтобы
использовать второй вариант, нужно либо быть хорошим знакомым, либо
платить деньги за индивидуальную экскурсию. А вот с деньгами у «простого
инженера» не так, чтобы уж… И самое лучшее – когда оба варианта
объединяются в один. Тогда история встает перед тобой «в живую». Но мне
больше нравятся нерукотворные красоты природы. Полюбовавшись
архитектурным ансамблем монастыря и ярким синим небом с белыми облаками,
мы продолжаем дорогу домой. Между населенными пунктами Никольский Торжок
и Новленское идет ремонт дороги. Бензин на заправках при приближении к
Вологде дешевеет. А вот и Молочное, где изначально планировалось
заночевать. Однако, еще нет 6 часов, день хорош и самочувствие отличное.
Немного посовещавшись, мы решаем ехать прямо домой. Записей мы уже не
делаем – уделяем все внимание дороге. Вологду обходим по окраинам, по
объездной дороге, ориентируясь по указателям - на Москву и на город
Сокол. За Вологдой в воздухе начинает появляться дымка и запах горящих
торфяников. Спокойно и размеренно мы доезжаем до Ярославля и тоже
обходим его по объездной дороге. За Ярославлем мы останавливаемся
сфотографировать садящееся за дымный горизонт красное солнце. И снова в
путь. В Ростов Великий прибываем уже в сумерки. Дорога до Переславля
особо не запоминается. Зато участок Переславль – Верхние Дворики дает
незабываемые ощущения при обгоне фур в кромешной тьме и дыму, когда не
видно, из-за какого бугра светят фары встречной машины. Но я
приспосабливаюсь и к этому. Встаю за фурой и дожидаюсь, когда нас
обгонит очередная нетерпеливая иномарка. А потом и сам обгоняю фуру,
ориентируясь на взаимное расположение рассеянного света фар невидимой
пока за буграми встречной машины и задними огнями обогнавшей нас
иномарки. Иногда и фура приветливо подмигнет правым поворотником –
«давай, брат, вперед». В этом случае благодарю фуру аварийкой. Но все
заканчивается, в том числе и «скачки» вверх – вниз по холмам. Мы уже в
Московской области. Мелькают указатели с хорошо знакомыми названиями –
Сергиев Посад, Голыгино, Мураново, Софрино, Пушкино, Тарасовка. Все, мы
вернулись домой. Через пару дней снова в путь. Теперь уже в Крым.