Отчеты
Мурманск.
"За Полярным кругом
крик
Белых чаек,
Красят в разный цвет дома в Мурманске.
Цапли кранов не скучают,
Корабли в порту встречают..."
Из песни
В Мурманске я был только один раз - в
2003 году. Тогда я смог увидеть немногое - запомнились
многочисленные придорожные торговцы семгой на въезде в город,
чередование городских кварталов и желто-зеленых сопок, городской
вокзал, да пара магазинов, куда мы заезжали прикупить продуктов. В
этом году я решил исправить оплошность и посмотреть Мурманск
получше. Поскольку программой поездки
Мурманску отводился только один полный день, пришлось обратиться к
помощи Интернета. Очень скоро я сумел найти неплохой сайт с
описаниями достопримечательностей города. И с его помощью выбрал
основные объекты осмотра. К сожалению, никак не мог найти информации
о том, открыт ли музей на ледоколе "Ленин". Но особо не
расстраивался, решив всё выяснить уже на месте.
Дорога в Мурманск началась из Рабочеостровска, на следующий день после
прибытия с Соловков. Изначально было решено ехать в ночь до
Кандалакши, а уже оттуда поутру в Мурманск, с заездом в Ревду.
Изменил это решение ветер, бушевавший в день приезда в
Рабочеостровск. И тогда уже был забронирован номер в "Причале" на 17
июня - ехать в автомобиле в ночь, после двухчасовой качки не
хотелось, а гарантии тихой погоды никто мне дать не мог. И, хотя в
утро отплытия на Соловки ветер и дождь неожиданно закончились за
пятнадцать минут до посадки, меня всё же преизрядно укачало. На
обратном пути было гораздо лучше, но жалеть о принятом решении не
пришлось - чувствовалась усталость после насыщенных событиями дней
на Соловках.
Местами подразбитая дорога до Полярного круга не давала отвлекаться на
окружающие пейзажи. Дежурная остановка у стелы, отмечающей Полярный
круг, где от разноцветного изобилия ленточек уже не осталось живого
места на окружающей растительности. Появилась и другая традиция -
основание стелы усеяно мелкими и не очень монетками. И кто-то,
видимо, не найдя мелочи положил рядом старый разводной ключ. От
Полярного круга до самого Мурманска пошла весьма неплохая дорога -
без выбоин, позволяющая спокойно держать достаточную скорость.
Пришлось постоять на перегоне между Кандалакшей и Кольской АЭС - шел
большой ремонт и машины пропускались дорожниками по очереди.
Впрочем, задержка была весьма незначительной. А вскоре дорога начала
подниматься и опускаться, открывая чудные виды на Хибины. В
Мончегорске стало меньше дымов, а изуродованная десятилетиями
химических атак земля потихоньку начинает зеленеть и выглядит уже не
так жутко, как семь лет назад.
А вот и два кольца, друг за другом, от которых начинается дорога в
Ловозеро и Ревду. Здесь дорога мало изменилась по сравнению с
позапрошлым годом - гладкий асфальт ненадолго сменяют выбоины и
ямки, и вновь ровная серая лента стелется под колеса.
Заезд в Ревду был вызван посещением музея Саамской литературы и
письменности - там мне надо было сделать несколько фотографий
музейного интерьера. К сожалению, хранительница музея была в это
время в Мурманске и встреча с ней состоялась в тот же вечер. А в
минералогический музей попасть не удалось - пришлось ограничиться
небольшой пробежкой в сторону рудника Карнасурт. Горы вокруг рудника
всё еще были покрыты полосами нерастаявшего снега.
Ревда осталась позади и вскоре на дорожных указателях последовательно
появились Лапландия, Кильдинстрой, Кола. А за ними и Мурманск. Хоть
и стоит на дороге белый щит с надписью Мурманск, но в городские
кварталы ведут многочисленные левые отворотки. Одна из них ведет на
Кольский проспект. Там, в одном из домов, сейчас находится
хранительница музея Надежда Большакова. Получив указания по проезду
к месту, выруливаю к торговому центру "Молодежный" и около него
оставляю машину. Нужный дом находится с трудом - уж больно запутана
здесь нумерация, а дома расположены ещё и друг над другом - на
скальных уступах. И вскоре я уже записываю виртуальную экскурсию на
диктофон, а потом мы пьем чай на кухне. В Мурманске прохладно и все
вспоминают короткий период тридцатиградусной жары в конце мая. Мы
расстаемся и дальше дорога лежит в Долину уюта - в гостиницу "69
параллель". Я видел указатель и запомнил нужный поворот, да вот беда
- поворачивать нужно налево, а левый поворот как раз и запрещён.
Приходится ехать дальше и я лихо разворачиваюсь на месте,
предназначенном для разворота встречного движения, сопровождаемый
гневными сигналами идущей сзади машины и недоуменными взглядами
водителей, едущих мне навстречу. "Да он тут не один, здесь их сотни"
- вспоминается старый анекдот. Но все заканчивается благополучно и я
мысленно извиняюсь перед мурманчанами - нужный разворот всего в ста
метрах далее.
Гостиницу я, конечно же, проезжаю мимо, а потом долго выясняю у двух
девушек на немноголюдной улице, как же мне её найти. Они тычут рукой
в здание, метрах в трехстах позади и говорят: "Вот это и есть
шесть-девять". А я-то думал, что Долина уюта - это обособленное
место, на приличном расстоянии от городских кварталов, где есть
только гостиница и спортсооружения.
Ночь светла как день, но всё равно спится замечательно. А утро открывает
за окном синее-синее небо с легкими белыми облачками. Здравствуй,
Мурманск! Знакомство с городом начинается с проспекта Ленина, в
который переходит проспект Кольский. Поставив машину на стоянке,
прогуливаемся до театра, вокруг которого идет большой ремонт,
покупаем в ларьке подробную карту Мурманска, и возвращаемся назад
мимо городского Дома офицеров, возле которого чудесный сквер с
фонтаном и забегаловка, где жарят шашлыки. Фотографирую два
интересных плаката, относящихся к ГДО.
Вернувшись к машине, едем на
центральную площадь Мурманска - Пять углов.
О том, что название это официальное, свидетельствует табличка на
троллейбусной остановке. Проезжаем немного за площадь и оставляем
машину на стоянке возле магазина. Погода с утра хороша - прохладно и
солнечно, и мы отправляемся прогуляться.
Сначала обходим площадь, сверяясь с распечатанными дома материалами.
Вот Y-образная гостиница "Арктика", ныне
превращенная в большой рекламный щит, глядящий на площадь. За
сквером скрывается здание областного дворца культуры. В начале
улицы, ведущей к нему от площади, расположилась "биржа извозчиков",
а точнее несколько нарядных лошадей и пони, как запряженных в
небольшие кареты, так и стоящих под седлом. Привлекает к себе
внимание манекен, изображающий серую лошадь, под красным седлом и в
красных "носочках". Делаю пару снимков "биржи" и вдруг с удивлением
замечаю, как покачав головой и нетерпеливо стукнув копытом,
"манекен" вновь принимает абсолютно неподвижную позу. Чудеса,
да и только.
Переходим на противоположную сторону площади и идем по направлению к
железнодорожному вокзалу. Если перейти через пути, то можно попасть
на морской вокзал, у которого поставлен на стоянку атомный ледокол
"Ленин", по слухам, превращенный ныне в музей. Поднимаемся на
переходной мост, но морского вокзала с него не видно. И снова
возвращаемся на площадь, решив проехать до морвокзала машиной. Долго
стоим у переезда, ожидая окончания маневров небольшого состава.
Наконец переезд открывается и мы едем дальше.
И, как обычно, я поехал не в ту сторону. Проезжаем мимо каких-то
невзрачных корпусов и заборов, за которыми свалка ржавого металла -
наверное, здесь режут корабли. Справа открывается вид на гору, на
которой стоит "Алеша" - там мемориал защитникам Заполярья. Решаю
ехать туда, но дорога упирается в какие-то склады. Изучив карту,
вновь решаю повернуть обратно и всё-таки доехать до морвокзала.
Немного попетляв по кривым припортовым дорогам все же добираемся до
площади, на которой и стоит столь желанный нам объект. И рядом, у
крайнего причала он - ледокол "Ленин", со спущенным вниз длинным
металлическим трапом. Трап периодически трется о металл плавучего
причала и скрипит.
Здесь, у трапа стоит небольшая толпа, к которой присоединяемся и мы. Тут
же выясняется, что экскурсии на ледокол проводятся с 11 до 16 часов,
один раз в час. И количество экскурсантов - не более сорока. Нам
везёт: время - без двух минут четыре и мы попадаем в число тех
сорока счастливчиков. Поднимаемся на борт по трапу и берем билеты в
кассе, оборудованной рядом со входом в кают-компанию, куда всех и
приглашают зайти и сесть на стулья. Собрав всех экскурсантов,
экскурсовод просит нас не отклоняться от маршрута, которым нас
поведут и ни в коем случае не заглядывать ни в какие помещения и
каюты во время экскурсии - у атомохода есть экипаж, который и поныне
трудится здесь. Сама экскурсия несколько поверхностна - мы посещаем
пару залов управления, заглядываем сверху сквозь внутренние
иллюминаторы на реакторный зал, проходим в носовой турбинный отсек
и, наконец, приходим в главную рубку,
откуда открывается вид на морвокзал и ближние к порту дома
Мурманска.
После чего желающих приглашают пройти в просмотровый зал, ближе к корме и
посетить тематическую программу "мирный атом". На программу остается
около половины экскурсантов и вскоре мы рассаживаемся за столами с
мониторами и небольшими пультами управления. За нашим столом -
четверо. Программа оказывается детской, с такими же детскими
викторинами, за победу в которых полагается приз. Когда начинается
первая викторина, я лениво нажимаю кнопочки, перемещая курсор к
правильному ответу. Соседи по столу нажимают кнопку "ответ" и просят
делать это быстрее. Оказывается, надо не только правильно ответить,
но ещё и сделать это быстрее других. Поэтому, из-за моей лени наш
стол занимает только третье место из пяти. Вторую викторину мы
отвечаем куда быстрее и делим первое место с другим столом, который
и выигрывает в общем зачете и уходит с призами. Также призы
достаются и трем семьям с маленькими детьми. На этом и заканчивается
экскурсия по атомоходу. Что ж, я вполне доволен - детская мечта
побывать здесь сбылась.
А
на площади у причалов вокзала уже стоят
машины свадебного кортежа, пьют шампанское гости, а жених и невеста
закрыв очередной замок на ограждении, бросают ключи в воду. Мы
подходим посмотреть на эти замки. Их здесь много - на любой размер,
цвет и вкус. Особенно впечатляет один, где к Любе и Ване приплелся
ещё и Алекс с секьюрити.
Мы оставляем вокзал и снова отправляемся в центр - пришло время
пообедать. С картой города, где помимо улиц указаны ещё и
разрешенные направления движения, ехать гораздо проще. Поизучав
карту, прихожу к выводу, что левые повороты на перекрестках в
Мурманске вовсе не приветствуются и являются, скорее, исключениями.
Впрочем это не мешает мне довести машину почти до ГДО и поставить её
в один из дорожных карманов.
Мы присмотрели эту шашлычную ещё утром.
На углу, рядом с боковой стеной ГДО расположен шатер, за которым
скрыто, так что с улицы не видно, стоит жаровня. Рядом - небольшой
скверик с фонтаном и детской площадкой. Остальная же часть скверика
заставлена столиками, стоящими в тени деревьев. Все они заняты
публикой и нам ничего не остается, как занять место в шатре.
Впрочем, там довольно комфортно и совсем не душно, как можно было бы
подумать. А шашлык оказался хорош! И совсем недорого - восемьдесят
рублей за сто граммов уже готового жаренного мяса. Правда,
маринованный лук продавался отдельно, а помидоров и вовсе не было.
Но взяв по двести пятьдесят граммов на брата, мы уплели его с
большим удовольствием, запивая томатным соком!
Пока мы отдавали должное шашлыку, начался небольшой дождик и народ
повалил с улицы в шатер. Рядом с нами за столиком расположились три
дамы непреклонного возраста, притащившие с собой тарелки с тем же
шашлыком и ещё коробочку с копченой рыбой, вроде салаки. Тут же,
прямо из воздуха, появилась бутылочка "Пять озер" в три
четверти литра и, побулькав в пластиковые стаканчики, так же
таинственно исчезла. Впрочем, долго наслаждаться этим зрелищем не
удалось. Дождик закончился и шашлык, копченая рыба в прозрачном
контейнере, а вместе с ними и дамы покинули шатер. Немного посидев
после сытного обеда, мы тоже поспешили на улицу. Нас в этот день ещё
ждали "Алеша" и Семеновское озеро.
Опять же, при помощи карты, мы легко нашли дорогу на Зеленый мыс, где на
высокой сопке стоит мемориал защитникам Заполярья.
Хотя и пришлось дать приличного крюка - опять таки из-за запрета
левых поворотов. И вскоре, по очень круто поднимающейся вверх улице,
мы въехали на стоянку у мемориала. Здесь целый комплекс памятников и
памятных знаков, Вечный огонь с могилой Неизвестного солдата и два
зенитных орудия - в память о зенитчиках Мурманска. Недавно там
появился ещё один памятный камень - посвящение полярным конвоям
союзников. И венчает вершину сопки тридцатиметровая фигура "Алёши" -
солдата, глядящего на запад. А какой вид открывается отсюда на город
и Кольский залив с его бесконечными портами и причалами. Сам залив
скорее похож на широкую спокойную реку. И прежде всего я направился
именно на край сопки, заворожённый открывшейся панорамой. И
фотографировал, и просто смотрел, наслаждаясь видом. И никак не мог
себя заставить уйти с облюбованной мной точки, приковавшись взглядом
к неспешной работе портовых кранов, тянущихся над заливом на запад
дымов заводских труб, катерку, спешащему от Абрам-мыса к причалу
морского вокзала... Казалось бы, я мог простоять так целую вечность.
Однако нужно было заканчивать программу дня и отправляться спать -
назавтра предстоял тысячекилометровый пробег в Приладожье.
С большим сожалением оторвавшись от тихого созерцания, я продолжил осмотр
мемориала и фотосессию. Здесь ко мне подошли немолодые
туристы из Барнаула, приехавшие специально на воскресный заплыв
через Кольский залив, от какого-то Алтайского физкультурного клуба,
с просьбой запечатлеть их на их же фотокамеру. Что я и сделал,
получив попутно приглашение "приезжайте к нам, на Алтай, на
Телецкое".
Возвращаясь к машине, я кинул прощальный взгляд на столь поразивший меня
пейзаж и снова пожалел, что не могу постоять здесь ещё хотя бы
полчасика. И мы поехали в обратный путь к гостинице, остановившись,
чтобы посмотреть на Семеновское озеро - место городского отдыха
мурманчан.
Посреди озера били вверх струи мощного фонтана, вокруг которого
сновали прогулочные лодки и водные велосипеды. Берег же озера был по
северному суров - за асфальтовыми дорожками и лавочками,
отгороженными от озера невысокой металлической оградой, уходили в
воду гладкие каменные лбы, кое-где чуть поросшие травой или ивняком,
приютившемся в трещинах. А на подходе к озеру стоял памятник чайке,
как мы сначала подумали. Ан, нет! Оказалось - в память первого мэра
Мурманска. И ещё один любопытный эпизод приключился, пока мы шли к
берегу озера. Двое молодых людей на каких-то немыслимых кривых
ходулях прыгали вверх по дорожке в зону отдыха. И все провожали их
взглядами. Добравшись до ровного места наверху, они стали прыгать на
месте, развлекая проходящую публику. Ещё немного полюбовавшись
озером под бьющими из-под собирающихся черных туч лучами и необычным
зданием за дальним берегом, очень удачно освещенным и добавляющим
красоты пейзажу, мы отправились к машине, чтобы ехать в гостиницу.
Проезжая по уже ставшим немного знакомыми улицам Мурманска, мы
прощались с городом.
Ранним утром воскресенья мы стартуем от "Шесть-девять" и, проехав по
Кольскому проспекту, выезжаем той же дорогой, которой прибыли сюда.
И вновь мелькают за окнами автомобиля, уже в обратном порядке,
указатели - Пушной, Кола, Кильдинстрой, Лапландия... До свидания,
Мурманск! До свидания! Дорога нас ждет дальняя, ехать надо на одном
дыхании, без остановок. И всё же останавливаюсь, в который раз
пораженный красотой гор с ещё не растаявшим полностью снегом, под
облачным небом, сквозь которое пробивается ярким светом незаходящее
июньское солнце. До свидания, горы и Кольский...
Фотоальбом:
Мурманск
|