Отчеты

Кириллов - Вологда.

Алексею и Насте - тем, кто
не смог выбраться  с нами... 

Предисловие. 

       Идея съездить на майские праздники в Кириллов и Вологду родилась, в общем-то, случайно. На одном из наших с Юрой "локальных" выездов мы разговаривали о том, что городская жизнь умучивает напрочь, что незимняя зима совершенно выбила из колеи,   что надо бы почаще выбираться в края северные, притягательные постоянно, хоть на пару дней. И что может быть лучшим поводом для поездки средней дальности, чем подаренные "партией и правительством" дополнительные выходные в начале мая. Вскоре после этого в моей почте появилось письмо от Юры, в котором был изложен подробный план покорения земель Новгородских. Все там было выверено и продумано, предусмотрены различные варианты поездки, учтены погодные условия... Одно было плохо - план был рассчитан минимум дней на пять. Для "свободного художника" Юры это, может быть, и не было серьезной проблемой, а вот для меня, связанного по рукам и ногам графиком работы и необходимостью пребывать на работе в каждый из рабочих дней - это было совершенно неприемлемо. Ехать же туда на пару дней вообще не имело смысла. И тогда, внутренне трепеща, как осиновый лист, я предложил Юре поездку в Кириллов. А трепет был вызван тем обстоятельством, что на мои неоднократные предложения посетить Кириллов проездом по пути в края северные, Юра неизменно отвечал отказом. Вот и сложилось у меня впечатление, что чем-то нелюб Юре этот Вологодский городок. К моему удивлению, Юра незамедлительно согласился. Позже удалось выяснить, что ключевым  для отказа было вовсе не название "Кириллов", а слово "проездом". "Служенье муз не терпит суеты".

Пушкино - Кириллов. 

    Ехать "на майские" в Кириллов должны были пятеро, но на Алексея и Настю неожиданно свалилась срочная работа и им пришлось поездку отменить. В итоге поехало трое - Юра, Татьяна и я. Юра, не любящий пятничных дневных пробок, выехал из Москвы пораньше. 
    А я выбрался из Пушкино в полдень. Ехал в этот раз на новой "Ниве", на которую сменил свою верную ОКУ. Ехал не быстро - и из-за того что не совсем еще привык к новой машине, а еще потому, что она и не особо хотела разгоняться, накрутив на одометр всего две тысячи километров. Продвижение вперед было достаточно комфортным, медленных попутных фур на участке от В. Двориков до Переславля, к счастью, не попалось. Проплыли за окнами Переславль и окраины Ростова. Именно проплыли, потому что пересадка на "Ниву" почему-то совершенно неожиданно расположила  меня к езде степенной и относительно неспешной. В Ярославле я проехал через центр, обойдясь без своих обычных проблем и увидев все нужные указатели. По дороге,  считывая данные о температуре воздуха на табло у заправок, отмечал, как с увеличением градусов северной широты уменьшались градусы Цельсия. При въезде в Вологодскую область похолодало уже заметно и временами принимался порошить мелкий снежок. Неподалеку от Грязовца меня подстерегла мелкая неприятность - кончился бензин в баке. Подвели меня мои расчеты, по которым я должен был доехать до Грязовца без дополнительной заправки. Однако, машина считала по другому и, при подъеме на очередную горку, ее двигатель начал давать сбои. До заправки в Грязовце оставалось еще около сорока километров. 
    А в это время за бортом стихия разошлась не на шутку - сильный порывистый ветер раскачивал машину и забрасывал лобовое стекло мокрым снегом. Надо было останавливаться и доливать бензин в бак из запасной канистры. Десятилитровую канистру со "встроенной" воронкой я одолжил у сына. И еще взял старую воронку - с ОКИ. Выйдя из машины в жуткий буран я немедленно убедился в том, что не стоит отправляться в путь не проверив предварительно снаряжение. Бензиновый лючок отказывался принять в свой узкий зев и воронку канистры и старую испытанную воронку. Найдя какую-то хлипкую палочку на обочине я отжал клапан лючка и стал заливать бензин из канистры. С каждым порывом ветра струя бензина перемещалась из горловины бака на рукав моей ветровки или просто лилась на асфальт. С горем пополам я залил в бак пару литров, пролив, наверное, столько же мимо. От скорого повторения подобной операции меня спасла другая заправка, на которую я въезжал уже "на флажке". 
    На моей любимой заправке в Грязовце нас тоже ожидал сюрприз - в кафе практически не было никакой еды и ужин, на который мы очень рассчитывали "уплыл" от нас. Несолоно хлебавши мы отправились в Кириллов. После того как мы миновали Вологду погода стала потихонечку улучшаться и где-то недалеко от Кириллова навстречу нам засияло низкое солнце, слепя глаза бликами от луж и укладывая на асфальт длинные тени от придорожных деревьев. В Кириллове мы встретились с Юрой и отужинали "сухим пайком" в гостиничном номере, заодно выслушав Юрин рассказ о поездке и злоключениях в стенах Кирилло-Белозерского монастыря, виной которым была весьма переменчивая в тот день погода.

Кириллов и окрестности.

    Встав поутру и позавтракав в гостиничном кафе мы отправились осматривать монастырь. Сначала - издали, с берега озера, а потом уже изнутри. Решив не тратить лишних усилий и бензина мы выбрали одну из наших машин, а именно мою "Ниву" и, расположившись в ней, отправились к монастырю. Вначале мы проехали по дороге налево от монастыря на противоположный берег - фотографировать монастырские стены и купола через озеро. Удалось запечатлеть необычную для меня сценку, как двое мужчин на мостках полоскали в озере белье с помощью длинной палки. 
    Отсняв намеченное, мы вернулись ко входу в монастырь, оставили машину на стоянке и обошли монастырские стены слева, по берегу озера, войдя затем в уже открытую калитку в стене. Погода, солнечная с утра, уже начинала стремительно портиться, затягивая небо черными снеговыми тучами. В монастыре мы посетили экспозицию музея Белозерья, размещенную в одном из храмов и прошлись по всем ярусам крепостной стены, разрешенным для посещения. Конечно же, оплатив проход в кассе, расположенной в основании Вологодской башни. Ко времени окончания прогулки по монастырю задул уже холодный ветер, небо стало напрочь серым, без малейшего намека на просинь. И мы вновь сели в "Ниву" и отправились уже в другую сторону, направо, объезжая Сиверское озеро против часовой стрелки. Увы, ни солнца ни синего неба мы уже больше не увидели и снимки монастыря сделанные с другого берега, меня не впечатлили. По пути мы посетили еще и часовню-новодел, подъехав к ней по слегка разъезженной грунтовке. Во время подъезда к церкви я узнал от Юры немало ценных сведений о том, как правильно проходятся дороги с колеёй. Надо отметить, что все замечания о моей манере езды были высказаны в весьма доброжелательном тоне. Слегка замерзнув на стылом ветру, мы решили отправится на поиски горы Мауры, а потом съездить в Белозерск, посетив по пути деревеньку Пеньково (по инициативе Юры, носящего схожую фамилию). Нам удалось найти асфальтовую стоянку в лесу, рядом с дорогой на Горицы и въездом на местную телевизионную вышку, наглухо запертым знаком "кирпич". Юра произвел скоростную разведку местности и решил, что, судя по всему, поход на вершину Мауры к часовне отнимет достаточно много времени. И мы отправились в Горицы. Проехав нужный поворот мы въехали в какое-то подобие коттеджного  поселка, да еще с гостиничным и развлекательным комплексами на берегу. На растяжках, висевших над воротами и на фронтонах было написано что-то про Деда Мороза. Неподалеку располагался и магазинчик сувениров. Вернувшись обратно и доехав до пропущенного поворота, мы повернули и вскоре были в виду Горицкого монастыря, опутанного строительными лесами. Тут же пошел мелкий дождик со снегом, снова задул порывистый холодный ветер, дорога к монастырю из асфальтированной стала превращаться в колдобинно-грязевую. И, не сговариваясь, мы как-то очень дружно решили отложить посещение Горицкого монастыря до лучших времен и отправиться по дороге, ведущей в Белозерск. Ехали мы не спеша, всматриваясь в дорожные указатели и вскоре подъехали к развилке трех дорог, ведущих, как в сказке - прямо, налево и направо. У развилки стоял дорожный щит с тремя же указателями, средний из которых, со стрелкой указующей направо, гласил: "Пеньково". Запечатлев Юру возле щита, мы повернули направо, и вскоре уже осматривали деревеньку и окрестные пейзажи из окна машины. Не найдя ничего особо интересного, мы вернулись к развилке и поехали по средней дороге, ведущей прямо. Через пару километров она разделилась на две. Направо, под указатель "Пустынька"  уходил грейдер, а прямо вела дорога асфальтовая, в самом начале котором нанесены были параллельно друг другу все существующие виды дорожной разметки. Решив, что это дорога на Белозерск, мы поехали по ней. Но чем дальше мы уезжали, тем уже становилась дорожка, обочины превращались в свалку бытового мусора и, вскоре, асфальт кончился, перейдя в грунтовую колею, уходящую в темный лес, плотно её обступивший. Только здесь до нас дошло, что выбрали мы не ту дорогу. На пути обратно мы заехали в ту самую Пустыньку, где и спросили про дорогу на Белозерск, заодно полюбовавшись монастырем, до сего времени остающимся приютом инвалидов. Мы с Юрой вышли на усыпанную угольной пылью дорогу, чтобы сделать пару фотографий. И тут же, с небольшого удаления, неспешно потянулись в нашу сторону несколько личностей, напомнивших своим видом голливудские "ужастики" про зомби. Поскольку ни у меня, ни у Юры не было ни малейшего желания вступать с ними в контакт, мы предпочли запрыгнуть в машину и ретироваться. Доехав до развилки трех дорог я не поленился сходить к указателю и еще раз посмотреть направление движения на Белозерск. И убедился в том, что судьба, которая тебя ждет на каждой из дорог, прописывается только в сказках. Указатель же дорогу прямо никак не отметил. Вскоре проехав по грейдеру, идущему через лес, мы добрались до паромной переправы, где уже выстроилась очередь из десятка машин. Изучив расписание парома и взглянув на часы, мы поняли, что поездка наша в Белозерск закончилась не начавшись - если мы и смогли бы попасть в Белозерск, то нам надо было бы сразу же ехать назад, чтобы успеть на последний паром. А просто отметить точку на карте мы не хотели.
    Впрочем, день и так показался нам достаточно насыщенным и мы не спеша вернулись в гостиницу, где неплохо поужинали в гостиничном ресторанчике. На следующий день нас ожидали гора Маура и переезд в Вологду.

Маура - Вологда.

    Следующий день начался с метели. Позавтракав мы уныло глядели в окна, за которыми падал снег, какой-то совсем не апрельский. Решение было принято быстро. Юра от похода в неизвестность отказался, а мы вдвоем все же решили попытать счастья. Я расспросил дежурного администратора о том, как и за какое время мы сможем добраться до вожделенной горы. Ответ был несколько неопределенным, но все же давал шанс найти нужное нам место. А добираться туда от стоянки, по словам администратора, было недолго - "примерно, полчаса". От стоянки мы пошли в обход, оставляя справа дорогу на вышку. Снег сыпал не переставая, припорашивая траву и землю вокруг. Минут через пять мы увидели какое-то подобие перил вдоль дорожки, ведущей на холм. Это и была Маура, подъем на которую занял всего несколько минут. Зря Юра не пошел с нами! Здесь, на горе, мне удалась, пожалуй, лучшая фотография во всей этой поездке. Часовня, в обрамлении заснеженных еловых лап, на фон серого неба сквозь легкую пелену снежка, смотрелась просто великолепно. Помимо часовни на горе были еще и поклонный крест, с надписью в память преподобного Кирилла и камень со "следком" . Следуя традиции мы по очереди поставили свои босые ступни в следок на камне. Как ни странно, следок этот "пришелся впору" и мне, с моей медвежьей лапой, и моей миниатюрной спутнице. Действительно, чудо... Хотелось прикоснуться к истории и увидеть место для монастыря, как когда-то давным-давно увидал его Кирилл. Но, как ни вглядывались мы в снежную завесу, но так и не смогли разглядеть берега Сиверского озера и монастырь. Мы зашли в часовню и поднялись по лесенке наверх, где под куполом висел колокол, звонкий, но безъязыкий. И отсюда ничего, кроме мутного белесого марева увидеть не удалось. Не принес удачи и поход по тропинке, отмеченной цветными полосками на деревьях. Тропинка привела нас на небольшой гребень, поросший молодняком. Под гребнем вниз уходила широкая просека, тоже заросшая кустиками. И вот тут нам удалось увидеть едва различимый силуэт баржи на серой воде. Но это было, увы, не озеро Сиверское...
    Спустившись вниз и прогулявшись по дорожке в сторону берега мы обнаружили интересное явление - кольцевую дорожку вокруг небольшого валуна, остро торчавшего из земли. Трава вокруг была белой от присыпавшего её снега и темный след явственно выделялся на общем белом фоне, создавая впечатление, что кто-то проторил здесь дорожку, ходя  бесконечными кругами около камня. Но никого, кроме еще одной пары мы не встретили в это непогожее утро, да и пришли они к часовне оттуда же, откуда и мы. На стоянку мы вернулись, еще раз поднявшись к часовне и спустившись по дорожке с другой стороны горы. Как оказалось, здесь было гораздо ближе, чем по тому пути, который мы выбрали первоначально. Жаль только, что в такие места разрешают ездить на автомобилях - дорожка сквозь ельник уже была сильно изранена колеёй. 
    Далее мы отправились прямиком в Вологду - догонять Юру. Машина моя бежала ходко по дороге и ни снег, ни ветер не сбивали ее с трассы. На окраинах Вологды осторожненько из-за тяжелых туч выглянуло робкое солнце, создавая впечатления тепла. Но, когда я, поверив обманчивой северной погоде, вышел из машины на заправке, то моментально продрог под несильным, но ощутимо холодным ветерком. Вскоре мы заняли свои апартаменты в гостинице и отправились под руководством Юры осматривать Вологду. Прошли через центр, мимо белого монумента, прошли к старым деревянным домам и затем - к Вологодскому Кремлю, а точнее к церквям и соборам, стоящим рядом друг с другом над рекой с пристанью, в окружении парка. В парке мне очень понравился вид на мостик над прудом. И люди, стоявшие на мостике, отнюдь не портили пейзаж, а, скорее, оживляли его. Мы прошлись вдоль берега реки, поглядев сверху вниз на целующуюся пару на набережной над самой рекой и вышли к памятнику поэту Батюшкову. Пока мы шли через парк, погода уже успела испортиться и повалил снег. Из интереса и, отчасти, укрываясь от непогоды, мы зашли в церковь. Здесь мы потеряли Юру, который отправился прямиком в гостиницу. А мы еще побродили по Вологде, обходя лужи на асфальте, поеживаясь от порывов ветра, и заходя для обогрева в магазинчики. Вечер мы завершили посещением ресторана, где на удивление недорого (по московским меркам) поужинали рыбным блюдами.

Домой.

    Новое утро решало и не могло решить, каким же станет день - ярким солнечным или пасмурным и снежным. Мы покинули Вологду и отправились домой. По пути останавливались неподалеку от Ростова, чтобы купить косички красного и желтого лука, которые щедро были развешаны на различных приспособлениях вдоль дороги. Посетили мы и Синь-камень в Переславле, к которому Юра приехал раньше нас и дал по телефону указания, как проехать туда. Оказалось, что я бывал раньше на том месте и даже сиживал на Синь-камне, еще не зная  о его происхождении и славной судьбе. Тогда, в 2001, он, кажется, еще не был "новой Меккой". Но, погода, как уже не раз бывало в этой поездке начала резко портиться, пошел дождь, и мы уехали от Синь-камня домой, по пути остановившись лишь раз - попить кофе в кафе у часовни "Крест".