Отчеты

Блуждания по землям Поволжским и Приокским.
 

Как начинаются поездки.

"Кажется, будто давно меня ждёт
Край, где ни разу я не был"

Из песни

    Как-то раз я зашёл на один из спортивных сайтов узнать результат футбольного матча. И в подвале, где фанаты перекидываются язвительными замечаниями, прочитал несколько постов о достопримечательностях Казани. Вспомнилось и то, что в Казани во время войны жила в эвакуации моя мама. Новая мечеть Кул Шариф, старая башня Сююмбике, Казанский Кремль вдруг поманили к себе. Ну что ж, Казань, так Казань...
    Дорога в Казань проходит через Чебоксары, город, в котором в конце войны и первые послевоенные годы жил мой отец. А ныне живёт участник нашего северного клуба Владимир Шуркин. Так появилась в плане поездки столица Чувашии. Изучая дорогу до Чебоксар, обнаружил Муром и Арзамас. Просматривая отчеты на форуме, увидал Дивеево. А ещё всегда хотел побывать в двух Гусях - Железном и Хрустальном. Интерес к Гусь-Хрустальному издавна лежал под спудом, порожденный книгой по истории стекла, читанной в раннем детстве. Ну, а где Хрустальный, там и Железный.  А славный город Владимир просто лежал на пути. Вот так и родился маршрут Пушкино - Владимир - Муром - Дивеево - Чебоксары - Казань - Чебоксары - Арзамас - Муром - Гусь Железный (с Гусевским Погостом) - Гусь Хрустальный - Пушкино.
    Как всегда, в план пришлось вносить коррективы по ходу - поездка началась на день позже запланированного, светлого времени почему-то оказалось меньше, чем думалось, а средняя скорость передвижения получалась ниже расчетной, и без того не слишком высокой. Ну, и ещё случился форс-мажор, от которого никто не застрахован. Не удалось в полной мере охватить Чебоксары и Муром. Но, в целом, поездка удалась.

День первый. Москва - Владимир - Муром.

"... а мороз был такой, что водка замерзала на лету"
Из ненаписанного

    Ранним утром мы выехали из Москвы. Было безветренно и не слишком холодно. Когда мы были где-то за Балашихой, потихоньку начал заниматься ясный зимний денёк. Погода обещала быть солнечной вопреки пасмурному прогнозу. Дорога была не слишком перегружена, и мы ехали не спеша, в своё удовольствие, наслаждаясь долгожданным солнцем и настоящей зимней погодой. По приезде во Владимир остановились на стоянке рядом с Золотыми воротами. И, едва выйдя из теплых машин на улицу, сразу же окунулись в морозную, с сильным порывистым ветерком, атмосферу. Уж больно холодной красотой встречал нас стольный град Владимир!
    Первым делом мы отправились мимо Золотых ворот в сторону Соборной площади. По пути спустились вниз - поглядеть на Муромскую дорожку, по которой нам предстояло покинуть Владимир. Пока дошли до дверей Успенского собора, я уже успел основательно замерзнуть, а батарея в фотокамере показывала последние остатки заряда. В соборе я немного отогрелся, послушал певчих и поставил несколько свечек. Последнюю - к иконе Святого Николая, что была напротив входной двери. Огни свечей начинали метаться и дрожать, многие из них гасли, когда открывалась входная дверь и морозный воздух врывался в собор. Свою свечу я зажигал дважды. Закрывая за собой двери, бросил взгляд назад - пламя моей свечи трепетало, но не гасло.  Выйдя из собора, мы прошли немного дальше - полюбоваться с высокого откоса открывающимся видом на долину Клязьмы, парк Пушкина и конный памятник Владимиру - Красно Солнышко. Поменяв батарею в фотокамере, на отогретую на собственной груди, я сделал несколько снимков. А дальше фотокамера просто отказалась работать. Так и не удалось мне запечатлеть памятник 850-летию города и вид на Успенский собор с площади.
    С соборной площади мы отправились назад, к Золотым воротам, но, снова преизрядно промерзнув на ветру, заскочили в первое же открытое кафе - пирожковую, где погрелись, кто кофе, кто горячим шоколадом и, конечно же, пирожками. В тепле пирожковой фотокамера немного ожила, и мне удалось сделать несколько снимков Золотых ворот, в которые мы потом зашли и осмотрели музей внутри. После Золотых ворот отправились в соседнюю Троицкую старообрядческую церковь - в музей хрусталя. Полюбовавшись там прекрасными вещицами и немного отогревшись, пошли в водонапорную башню на Козловом валу, где располагается музей "Старый Владимир", ознакомились с его экспозицией и полюбовались панорамой города со смотровой площадки. На холоде фотокамера всё так же продолжала дурить, периодически отказываясь запечатлеть выбранный вид.
    В очередной раз выйдя на улицу, я понял, что "отморожен" уже окончательно и дальнейшие прогулки, пусть и под ярким солнцем, могут окончиться для меня простудой. А это было бы крайне нежелательно, поскольку путешествие только начиналось. Спутники мои со мной согласились и, немного проехавшись по городу, мы выехали на трассу, ведущую в Муром. Кстати, проехали мы и по Соборной площади - но и в этот раз сфотографировать собор не получилось - возле знака "остановка запрещена" стояла машина ДПС. И я не решился остановить там свою машину.
    Мы начали двигаться по Муромской дорожке, и вот тут-то и начались пространственно-временные  феномены, сопровождавшие нас на всем пути по землям Приокским и Поволжским. Как-то так получилось, что сорок километров я проехал за час, двигаясь без остановок со скоростью от шестидесяти до восьмидесяти километров в час! За это время начали опускаться сумерки, и в Муром мы въезжали уже в полной темноте. Ощущение было такое, что время близится к полуночи, хотя не было ещё и семи вечера. Порадовало наличие, уже в черте города, отдельного указателя, на котором большими буквами было написано "Дивеево". Назавтра, казалось, не должно было быть никаких трудностей с определением направления.
    Не зная, где расположена гостиница, я остановился в середине города у светофора и пошёл "брать языка". Гостиница оказалась совсем рядом, только дважды повернуть налево. Поскольку завтра ждал довольно напряженный график и вставать на завтрак надо было к половине восьмого, мы отужинали тем, что захватили из дома и легли спать пораньше.

Фотоотчёт ( в проекте)

Дни второй и третий. Муром - Дивеево - Чебоксары.

"Плыви, ёлька-палька, родной город Шупашкар"
Из воспоминаний отца

    Утро началось с разочарования - и завтрака нам не досталось, и потеряли около часа времени. Сначала кафе при гостинице долго не открывалось, потом оказалось, что завтракает организованная группа, а всяким шаромыжникам, вроде нас, места не нашлось. Поход на четвертый этаж за "сухим пайком" тоже ничего не принес. Пайки кончились. Предложение позавтракать после девяти мы дружно отклонили. В довершении пришлось долго заводить и прогревать машину, оставленную на платной стоянке. Так мы и поехали, решив позавтракать уже в пути. Жаль только, что зря потеряли время.
    Слегка расстроенный задержкой, я проскочил дивеевский поворот, не обозначенный со стороны центра города указателем и спохватился, уже уехав за город. Пришлось вернуться,  потеряв в итоге ещё около двадцати минут. Зато солнышко уже поднялось повыше и мы смогли полюбоваться новым вантовым мостом через Оку, дорога к которому шла плавной кривой, открывая мост с разных ракурсов. Вот только остановиться на ней для съемки не представилось возможным - прямо на краю проезжей части громоздились ещё не убранные кучи снега.
    Дорога, преизрядно попетляв до города судостроителей Навашино, затем пошла попрямее и побежала под ярко-голубым небом вдоль светлых сосновых лесов, блестящих под ярким солнцем заснеженных полей, по мостам через напрочь заваленные снегом речки, обходя деревни и малые городки по окраинам. Везде встречались указатели "Дивеево" и, казалось, мимо не проедешь. Так и доехали мы до Ардатова, где в ярком свете солнце, бившего прямо в глаза, я не разглядел очередной указатель и, конечно же, повернул  налево, вместо того, чтобы повернуть направо. Ошибка выяснилась километров через пятнадцать, после того, как среди очередных указателей я не обнаружил "Дивеево". Пришлось остановиться и, припомнив название населенных пунктов, через которые проехали, открыть карту. Выяснилось, что едем мы не туда. Зато на развилке Кулебаки - Арзамас - Ардатов удалось увидеть застрявшие в глубоком снегу кювета пустые Жигули. На Т-образном перекрестке автомобиль не повернул ни налево, ни направо, а продолжив движение по прямой, пробил снежный бруствер и удобно устроился метра на два ниже дороги.
    Вернувшись и проехав Ардатов насквозь, мы вскоре уже подъезжали к Дивеево. Там, оставив машины на стоянке возле монастыря, отправились через ворота мимо паломнического дома в монастырь. Монастырь нас встречал, блистая белым снегом и нарядными храмами под ярким солнцем. На дорожках и площадях было весьма оживленно. Здесь грузили убранный снег в самосвал, рабочие в монашеских нарядах наряжали с автовышки елки, растущие у храмов, туда и сюда проходили паломники и туристы щелкали затворами фотоаппаратов. Было холодно, но не ветрено, как во Владимире. Мы посетили два храма, поставили свечи и подали записочки о здравии. Рядом с прилавком церковной лавки вывешены были правила подачи записок и довольно длинный перечень имен, которых нельзя писать в записках, как неправославные. С сожалением я нашел в этом списке и имя своей мамы. А потом мы прошли вдоль Богородичной канавки, не спеша, любуясь монастырскими зданиями и храмами. И немного замерзли. Чтобы отогреться зашли в одну из небольших трапезных и отобедали постным обедом, впрочем, весьма неплохим. Но время уже неумолимо склонялось к вечеру, и нам пришлось продолжить путь. 
    Дорога из Дивеево в Чебоксары должна была провести нас через Арзамас, Сергач, Воротынец. И до Арзамаса мы доехали без приключений.  При приближении к городу стало стремительно темнеть, и сам город мы проезжали уже в темноте. Свернули, вроде бы, на верную дорогу. Но указатели на той дороге пропали начисто. Изучив карту, наметили ближний населённый пункт, через который вела дорога на Сергач. И вот, наконец, появился он – указатель, на котором  вместе с Нижним Новгородом был указан и Вад. Всё – прямо. Обрадованные, мы поехали дальше, но больше никаких указателей нам не встретилось, а отходящие направо дороги не внушали доверия – узкие, заснеженные, они, как думалось, могли привести только в тупик. Чем дальше мы продвигались вперед, тем менее понятно становилось, где же он, поворот на Вад. Вот так мы и доехали до Кстово, оставляя за бортом сомнительные правые повороты, которые могли бы сократить нам путь. А могли бы и удлинить...
    Но на подъезде к Кстово, словно в награду за географические мучения, довелось нам увидеть впечатляющую картину. Сначала на черном горизонте возник склон белой заснеженной горы, а потом внизу, у основания этой горы начал вспыхивать и гаснуть зловещий красный отблеск, как будто подземного огня. Когда подъехали ближе, впечатление только усилилось. Самого огня видно не было, только багровые отражения вспышек на белоснежном склоне. Огонь, казалось, горит где-то внизу, всё время стремясь выплеснуться наружу. Потом дорога повернула и огненно-снежная феерия стала уходить от нас вбок и назад. А спустя ещё десяток-другой  минут, всё разрешилось вполне прозаически. Белоснежной горой оказались стелившиеся горизонтально и спускающиеся к земле белые дымы многочисленных и очень высоких заводских труб.  А между этими дымами, колеблясь под ветром, горел газовый факел. И, хотя о природе красных сполохов я догадался, как только увидал их, было немного жаль расставаться с нарисованной в воображении фантазией - заснеженные горы над адской кузницей, в краю далекого Севера...
    Дальнейшая дорога была уже известна, но  в Чебоксары мы приехали весьма поздно, прибавив к предполагаемому ранее маршруту более сотни километров. Последние километры дороги шли по великолепному шоссе, широкому, с разделительной полосой и барьером на ней. Отсюда я позвонил человеку, с которым договорился о найме квартиры. Он рекомендовал нам подъехать к кинотеатру "Сеспель" и там ожидать его. На въезде в город, прямо напротив поста ГАИ, дорога разделялась на две, и мне пришлось спросить у гаишника, как проехать к кинотеатру, название которого я безбожно переврал. Гаишник всё же понял, куда мне надо, и указал верный путь, рассказав о перекрестках и светофорах на пути. И вскоре мы без всяких трудностей и плутаний подъехали к кинотеатру. Чуть погодя туда же подъехал и хозяин квартиры. Еще десять минут - и мы добрались до нового многоквартирного дома, где нам предстояло жить. Дом был расположен на горе, и квартиросдатчик предложил мне поставить машину внизу, прямо под окном нашей квартиры, рядом с уже стоящей там девяткой. Что я и сделал, совершенно не обратив внимания на некие двери в цокольном этаже здания. Как выяснилось немного позже - зря! Утомленные впечатлениями дня, дальней дорогой и блужданиями, мы скоро улеглись спать и спали очень крепко.
    Утром встали не слишком рано, когда солнце уже взошло. Позвонив Владимиру и договорившись о встрече всё у того же кинотеатра "Сеспель", мы отправились к машине, оставленной под окном квартиры. Настроение было хорошим, ведь утро в Чебоксарах выдалось солнечным и морозным. Стоявшая рядом с моей машиной девятка уже бодро дымила выхлопной трубой. Я поздоровался с её водителем и спросил его, как завелась машина. На что он ответил мне не слишком дружелюбно, что его машина завелась нормально, а вот у моей спущено колесо. Оказалось, что я своей машиной закрыл выезд из гаража, который находился за теми самыми дверями, назначением которых я вчера не поинтересовался. Судя по всему, из колеса вывернули ниппель. Но могли ещё и проколоть. Поэтому, не долго думая, я решил поставить запаску и поехать на ближайший шиномонтаж.
    Снять и поставить колесо было делом недолгим, но когда я уже закручивал последнюю гайку, обломилась шпилька. Так и поехали на встречу с Владимиром. Я не люблю ездить на машине, у которой что-либо в заметном непорядке, поэтому пришлось попросить Владимира, чтобы он показал мне какой-нибудь сервис. Ближним и работающим оказался Бош-сервис, где я и записался на ремонт. Затем проехались вдоль проспекта М. Горького, заодно познакомившись с одной из главных магистралей города. Там же, на проспекте, я приобрел в магазине запчастей шпильку.
    Поставив машину на ремонт, мы прошлись пешком по тому же проспекту и пообедали в одном из кафе, куда мне и позвонили о готовности машины. Колесо, слава богу, проколото не было. Вот так небрежность квартирохозяина стоила мне более полутора тысяч рублей и почти потерянного дня. Еще несколько часов прошли в поездке по городским проспектам, посещении новой красивой церкви святой Татьяны и в поисках платной стоянки, которую удалось найти в пятнадцати минутах ходьбы от дома. Поскольку назавтра намечалась поездка в Казань - решил, что "береженного бог бережёт", и оставил машину на стоянке. После этого мы отправились на встречу с Владимиром, который покатал нас по городу и насколько можно познакомил с ним. Вечерние Чебоксары нам понравились - и новыми улицами, и заливом, и памятниками, и яркими огнями. Вот только сильный мороз всё время занавешивал боковые окна автомобиля узорчатыми кружевами, не давая всмотреться как следует в контуры городских улиц и площадей. Впрочем, недостающие детали дополнял своими пояснениями Владимир.
    Остаток вечера мы провели в семье Владимира, отмечая прошедший Новый год, грядущее Рождество и нашу встречу. Вечер проходил под аккомпанемент видео, снятого Владимиром во время норвежской поездки. Угощались мы и тематическим спиртным - той водкой, что "для Вашего здоровья", привезенной мною из самой Карелии. Посмотрели и картины Владимира, что были у него дома, и его макеты деревянных церквей Севера.  Домой мы вернулись на заказном такси. Всего за сто рублей, что по московским меркам почти что задаром.

Фотоотчеты: Дивеево

День четвёртый. Чебоксары - Казань - Чебоксары.

"Мин сине яратам - выходи к воротам."
Из воспоминаний матери

    А на следующее утро, забрав ещё затемно машину со стоянки, мы отправились в Казань. Вновь рассвет застал нас в пути, заставив проехать мимо дороги за Волгу - её я просто не увидел. И мы поехали правым берегом, о чем ничуть не пожалели. Вновь морозный воздух был чист и прозрачен, машин было немного, солнечная погода радовала глаз. Да и дорога была весьма неплоха - хороший, гладкий асфальт, малое количество населенных пунктов, понятные дорожные знаки и указатели. Ближе к цели стало больше спусков, подъемов и поворотов. Реки становились шире, а впереди маячили, пусть и невысокие, но всё же горы, по которым дорога вилась серпантином. Где-то здесь я дважды нарушил правила, сначала заехав на заправку на левой стороне, а потом вернувшись на свою полосу. Правда, на середине дороги вместо сплошной разметки лежала узкая сплошная полоска неубранного снега. Так что факт нарушения я понял только на заправке. Самое смешное, что точно такая же заправка была и на правой стороне, через несколько километров.
    Проехав по мосту через Волгу, которая лежала внизу, покрытая льдом, мы вскоре повернули по указателю на Казань. И вот они - хорошо видимые на фоне снега большие красные буквы "Казан". Крайняя точка маршрута достигнута! Но почему-то первые городские кварталы многоэтажных домов сменились поросшими лесом холмами у дороги, а города и вовсе не было видно. Мы даже засомневались, а та ли это Казань. Но вскоре вновь въехали в город, уже более старый на вид. Наверное, вначале был микрорайон Казани, что-то вроде московских Зеленограда или Внуково.
    А дальше вновь пришлось взяться за карту. Наметив маршрут мы двигались по нему уверенно, считывая названия улиц с табличек на домах. Казалось, ещё чуть-чуть и мы выедем прямо к Кремлю. Да не тут-то было! Остановившись у светофора на очередном перекрестке, увидели знак "только налево и направо" - впереди был ремонт дороги. А, следуя карте, нам надо было ехать прямо. Пока я доставал карту, пока пытался найти, куда же свернуть, красный свет сменился зеленым, и стоявший за мной самосвал отчаянно загудел. И я повернул направо. А самосвал покатил... прямо.
    Едва отыскав в завалах снега на обочине свободное место остановился и внимательно изучил карту. Решили поехать к вокзалу, дорогу куда отыскали без особого труда. И там, остановившись на стоянке, я спросил у стоявшего рядом таксиста-татарина, как нам лучше выехать из города на Раифский монастырь и как пройти к Кремлю. Обстоятельно ответив на мой первый вопрос, он посоветовал не оставлять машину у вокзала, а доехать прямо до Кремля. После его пояснений дорога оказалась очень простой - первый поворот налево, пара перекрестков, крутой подъем в горку, левый поворот - и мы у Кремля. Площадь перед входом в Кремль была забита машинами с самыми разнообразными номерами. Меньше всего здесь было машин местных, с цифрами 16 или 116. Тут же среди машин стояла и машина ДПС, рядом с которой стояли четверо гаишников. Место для моей машины отыскалось чуть подальше, у тротуара, между двумя местными авто, прямо у знака "Остановка запрещена". После чего отправился спрашивать гаишников, где же можно поставить машину. Оказалось, можно оставить её там, где она и стояла, невзирая на знак. Затем гаишник сказал, обведя рукой второй ряд машин: "А вот этих мы будем, кого штрафовать, а кого эвакуировать." С таким напутствием мы и отправились в Кремль, горя желанием получить экскурсионное обслуживание. Отдельно для нас экскурсовода не нашлось, но удалось присоединиться к небольшой группе. Погода в Казани в тот день выдалась очень холодная, но экскурсовод чередовала прогулку под открытым небом с посещением теплых помещений. С ней мы посетили здание бывшего юнкерского училища, Благовещенский собор, с обогреваемым чугунным полом, мечеть Кул-Шариф. А когда экскурсия закончилась, мы ещё раз вернулись в Благовещенский собор, неспешно обойдя его изнутри и поставили по паре свечей к иконам. Потом прошлись по всей территории Кремля, полюбовавшись башней Сююмбике, президентским дворцом, Спасской башней, и, конечно же, красавицей-мечетью Кул-Шариф. Огорчило только, что по случаю морозной погоды доступ на стены Кремля и обзорную площадку на них был закрыт. Но, впрочем, мы и так здорово замерзли там. Из Кремля мы отправились в ближайшее кафе, где отобедали, взяв блюда национальной кухни. Ну, а потом отправились в обратный путь, планируя посетить и Раифский монастырь.
    Пока съезжали вниз от Кремля уже успело стемнеть. Я опасался выезда от Кремля на нужную нам дорогу - уж больно сложным он выглядел на карте, с пересечением многих улиц. Но на деле даже и не заметил этой сложности, ведомый дорожными знаками и огнями светофора. Дальнейшее же передвижение по Казани хлопот не доставило и, миновав кольцевой перекресток, мы покатили уже знакомой дорогой вперед. Но на развязке свернули не на шоссе Москва-Уфа, а на дорогу на Зеленодольск. Здесь было много машин, едущих в обоих направлениях,  и, порой, движение сильно замедлялось. Причина стала понятной, когда мы въехали на ремонтируемый участок дороги,  с многочисленными небольшими объездами, знаками ограничения скорости и стоящей у обочины машиной ДПС. Было очень темно и фары некоторых встречных машин слепили немилосердно. Из-за этого я боялся проскочить нужный поворот на Раифский монастырь. Но боялся я зря. Очередное замедление движение, вызванное работой регулировщика на перекрестке, откуда и шла дорога на тот самый монастырь. Ещё несколько минут - и мы достигли цели и поставили машину на платной стоянке, откуда и прошли в монастырские ворота.
    Оценить красоту монастыря из-за темноты мы не смогли. Зато почувствовали праздничную атмосферу сочельника. И играющие гирляндами нарядные елки возле церквей, и праздничные растяжки над входами, и даже "ясли" с настеленным сеном и фигурками внутри, освещаемые неяркими гирляндами. В надкладезной церкви можно было набрать воды из источника, да вот не оказалось у нас пустой посуды и купить её было негде. Сувениры - пожалуйста, любые, на выбор. А вот бутылок - нет. Хорошо, что зашли на обратном пути в церковную лавку. Там и купили по пол-литровой бутылочке воды, даже со специальной этикеткой. А потом вернулись на дорогу и поехали в Чебоксары. Здесь машин стало уже много меньше, мы мало кого догнали и мало кто обогнал нас. А встречные попадались совсем редко. Так мы и ехали, изредка останавливаясь полюбоваться на яркие звезды, каких в Москве не увидишь. Потом горизонт стал наливаться заревом и мы подъехали к мосту через Волгу, очень длинному и широкому. А потом въехали в Чебоксары и вскоре были дома. Машину я поставил на свободном месте. С заездом в снег, так, чтобы уж точно никому не помешать.

День пятый. Чебоксары - Арзамас - Муром.

"В заповедных и дремучих
 старых Муромских лесах"

Из песни

    В этот день нас ожидал переезд из Чебоксар в Муром. Практически технический, если не считать запланированной небольшой остановки в Арзамасе. Время пребывания там зависело от того, как скоро мы туда доберемся. В итоге оказалось - нескоро. Ведь вновь в землях Нижегородских пришлось нам блуждать. Перед отъездом изучили карту, наметили маршрут. И вот – на тебе... Вновь ни одного нормального указателя нам не встретилось.
    Зато купили копченой рыбы. На каком-то из отрезков дороги, то ли ещё в Чувашии, то ли в Нижегородской губернии, стояли у дороги, несмотря на сильный мороз, лоточники с рыбой. Эх, какие свежие сомы у них были – мечта рыболова-спортсмена. Но свежая рыба нас не очень-то интересовала.  Очень захотелось почему-то копченого терпуга. Остановился, подошёл к лоточнику, спросил, какая есть копченая рыба.
    - Лещ, щука, плотва, - ответил лоточник.
    - А ещё что-нибудь есть? – спросил я
    - Лещ, щука, плотва, - тыкая в каждую рыбу пальцем, ответил лоточник.
    После того, как я ещё раз задал тот же вопрос, он порылся в своем ящике, показав нам ещё какую-то рыбу, уж не помню, как её звали. А потом, ткнув куда-то вниз ящика, сказал: «А ещё терпуг есть». Все-таки я это почувствовал сразу. Терпуга мы у него и купили.
    Ещё повезло с погодой - ясный зимний денёк, слепящее солнце, синее небо, придорожные деревья в тонком кружеве бело-голубого инея. Пару раз остановился, чтобы запечатлеть эту красоту.
    А вот с дорогой не всё было так здорово. Перед намеченным для поворота населенным пунктом влево отходила какая-то дорога, опять заснеженная и без указателя. Как и раньше, не внушила она мне доверия, и я не стал поворачивать, надеясь на то, что нужный поворот ждёт нас впереди. Когда убедился, что это не так, возвращаться назад не стал. И ещё пару раз проезжали мимо подобных отвороток. Карта же наложила на эти места просто сетку дорог, очень похожую своими округлыми ячейками на рыболовную.
    Наконец, совершенно не желая вновь повторить маршрут через Кстово, всё же повернули налево, по указателю на Сергач, ехать через который нам теперь уже не надо было – получался лишний крюк. А вот на этой второстепенной дороге указатели были и довольно понятные. Да и названия населенных пунктов на указателях порадовали -  несколько штук я сфотографировал для своей коллекции забавных или редких названий. А значит, поворот на эту дорогу себя вполне оправдал. Однажды остановившись, мы долго изучали карту и пришли к выводу, что едем по дороге, которой на карте нет вовсе. Очень это нас вдохновило. Так мы и ехали вперед в свете зимнего дня, который потихоньку клонился к вечеру. Проехали и по объездной мимо Вада, миновав большой синий стенд, на котором были нарисованы дороги и очень понравилась  надпись «Ц Е Н Т Р  В А Д». Осталось только немного раздвинуть буква «В» и «А».  Грузовикам въезд туда, кстати, был запрещен. И вот наконец, указатель на Арзамас, до которого оставалось уже совсем немного. Заехали в центр города, поставили машину рядом с автостанцией и немного побродили по городу, полюбовавшись соборами и старыми домами. И поехали дальше - уже стало заметно темнеть. От Арзамаса на Муром ехали уже знакомой дорогой, повернув на Кулебаки на том самом повороте, где три дня назад видели вылетевший с дороги Жигуль. Кулебаки и объездную Навашино проезжали уже в полной темноте. А на большой развязке недалеко от Мурома я снова поехал не туда, выбрав, как мне показалось, дорогу получше. Но вантового моста всё не было, дорога убегала всё дальше и привела нас наконец к очередному указателю, на котором Мурома не было вовсе. Изучив в очередной раз карту, поняли, что придется повернуть назад. Хорошо, что далеко уехать не успели. Ох уж, эти развязки...
    Вернувшись и поехав правильной дорогой мы вскоре прокатились по вантовому мосту и въехали в город. Знакомую гостиницу удалось найти со второй попытки, проехав лишний круг по городским улицам. Машину я оставил возле гостиницы, получив разрешение администратора и заплатив, непонятно за что, сто рублей охраннику. Поужинав с пивом и терпугом, мы улеглись спать - завтра предстояла продолжительная поездка с большими остановками.

День последний. Муром - Гусь Железный - Гусь Хрустальный - Пушкино.

"Гуси-гуси, - га-га-га"
Из детского стишка

    На сей раз кафе открылось вовремя и завтраком нас покормили. Машина завелась «с пол-оборота». Но вот погода подкачала. С неба сыпал снег, крупными хлопьями, покрывая всё стоящее и лежащее пушистым покрывалом. А я снова заблудился, в последний раз в этой поездке. Хорошо, нашёлся скучающий таксист, который описал мне правильную дорогу «в двух поворотах и трех светофорах». И вскоре мы уже катили по дороге на Касимов.
    Ехал я не быстро, приноравливаясь к узкой заснеженной дороге. Иногда снег припускал настолько сильно, что дворники едва справлялись с очисткой лобового стекла. Минут через двадцать задние фонари, бампер и номер были наглухо залеплены снегом. Так же, как и  у обгонявших нас машин. После такого обгона или встречной машины, дорога переставала быть видимой в снежном облаке на несколько секунд. Довольно неприятно, когда просто не видишь, куда ехать. Немного позже, привыкнув к дороге, я увеличил скорость. Нива хорошо держала дорогу, но я все равно ехал максимально внимательно, памятуя о возможном заносе.
    Одна из встречных машин мигнула дальним, предупреждая о засаде. Но «засада» показалась очень странной – открыто стоящая машина ДПС, возле неё гаишник и человек в гражданской одежде.  И только проезжая мимо, увидел вылетевшую с дороги машину. Уж очень странно она стояла - внизу, перпендикулярно полотну дороги, утонув на треть в снегу, с вздыбившимся вверх капотом. И никаких следов вылета.
   Вот так, периодически останавливаясь смахнуть снег с задка, протереть фары и стекла, добрались мы до Касимова, который проехали по главной. Правда,  остановившись один раз, чтобы спросить дорогу опять же у таксиста. Проехав ещё километров двадцать,  мы, наконец, добрались до Гусь Железного. На въезде в город встретил нас стилизованный железный гусь, выполненный из металлических полосок, с красным носом и лапками.
    Въехав в городок, мы сразу повернули на дорогу, которая вела вверх к огромному храму. Издали Троицкий собор смотрелся величественно, а вот вблизи являл картину заброшенности и запустения. Рядом, на площади позади собора, потихонечку сворачивал свою деятельность базар, в одном из лотков которого мы купили печенье из кукурузной муки, под названием «Американец». Свежее, оно показалось мне очень вкусным. На другой части площади, в центре её, лежали груды снега, которые со всех сторон объезжали машины, уезжавшие или приезжавшие на рынок. Когда мы возвращались, обойдя собор, стали свидетелями забавного эпизода. «Волга» зачем-то поехала прямо через снежную груду и благополучно в ней застряла. Пара знакомых помогала водителю выбраться из снежной ловушки, толкая  буксующую машину. При этом один из них громко бранил водителя: «Ну, что ты, такой-сякой, полез в этот снег, так-твою-растак. Дороги тебе мало было, джип,  мать твою, недоделанный».  И дальше в том же духе, с использованием сочных, но, увы, непечатных слов русского языка. Машину благополучно вытолкали. И, может быть, водитель просто повторил мой маневр, когда я, подъезжая, высматривал место, где поставить машину и незаметно для себя просто проехал насквозь через одну из груд. По кратчайшему пути к месту, намеченному для парковки.
    А ещё мы хотели поглядеть на знаменитую усадьбу Баташёва - огромный дом который, по легенде, был построен так, что его концы стояли в разных губерниях. Один – во Владимирской, другой – в Рязанской. И когда приезжали к нему с претензиями чиновники из одной губернии, он уходил в тот конец, что был в другой и говорил, что свои дела ведёт здесь, в другой губернии.  И я спросил у женщины, которая только что вышла из магазина, как найти этот дом. Она ответила, что нынче в доме этом детский санаторий. На мой вопрос о легенде – подтвердила, что да, так оно и было. А потом, по моей просьбе, рассказала нам, как проехать в Гусевский погост, где сохранился ансамбль из четырех сооружений – двух церквей, колокольни и часовни. Туда мы добрались по боковой дороге, долго петлявшей среди жидкого леса. Сначала нам открылся угол населенного пункта, где мы не увидели ничего похожего на церкви. Но потом дорога повернула и ансамбль открылся перед нами. И снова - красиво издали и печать запустения вблизи. За церковной оградой - занесенные снегом пространства с пробитыми узкими тропинками, автобус и машина внутри ограды и "сборно-щелевой" домик с вывеской "Ритуальные услуги" неподалеку от часовни. Закрытая на замок Никольская церковь с красной растяжкой над входом "С Новым годом и Рождеством" - больше напомнила закрытый за ненадобностью сельский клуб. Мы обошли и осмотрели снаружи весь ансамбль, стоящий на вершине холма, откуда открываются просторы полей, уходящие в сторону Гусь Железного. И поехали дальше - время неумолимо бежало к вечеру.
    До Гусь Хрустального доехали быстро и незаметно, да и снег почти прекратился, лишь иногда напоминая о себе небольшими и легкими зарядами. А может, то была снежная пыль, поднимаемая проезжающими машинами. В Гусь Хрустальном мы всё время ехали по главной, отметив по пути огромный стекольный завод, на вид просто заброшенный или, скорее, просто разбомбленный. Всё пытались самостоятельно найти музей хрусталя имени Мальцовых. Наконец, доехав до небольшой стоянки с туристическим автобусом, остановились и спросили местных, стоявших там, как найти музей.
    -Да, вот же он,- махнул рукой через дорогу один из них. И добавил -А рынок то уже закрыт, вы сходите в выставочный центр после музея, но там ничего не покупайте - у нас дешевле.
    И настойчиво повлек нас к стоявшей машине, багажник которой был набит всевозможными хрустальными изделиями. Показывая их, одно за другим, он с гордостью добавлял: "А вот это я сам выдул." Мы пообещали, что после посещения музея обязательно что-нибудь купим.
    Музей действительно находился в бывшем Георгиевском соборе. Но сам собор был обезглавлен - со снятыми куполами колокольни и церкви, он был больше похож на конный манеж. Мы поднялись по ступеням, открыли обитую железом огромную массивную дверь и вошли вовнутрь. Касса, покупка билетов и разрешения на фотосъемку - и мы оказались в царстве стекла и хрусталя. Здесь были и старые, раритетные вещи, и коллекции нынешних мастеров хрустального дела. Что-то оставляло равнодушным, что-то наоборот, приковывало к себе взгляд, заставляя смотреть и впитывать красоту как бы живого стекла. Меняющееся освещение экспонатов только добавляло интереса и звало ещё и ещё понаблюдать за игрой света в хрустале. Мы неспешно обошли зал, осмотрев все экспонаты, какие бегло, а какие более внимательно. Также посмотрели и реставрированные мозаику "О тебе радуется, Благодатная!" и картину Васнецова "Страшный суд".
    Затем вышли из музея и обойдя его вокруг, спустились в подвал, где находился выставочный центр. Там проходили две выставки - экзотических кукол и всё того же стекла. При входе находилась касса и небольшой магазинчик. Центр произвел меньшее впечатление - больше запомнился мяукающий где-то в помещении за закрытой на замок решеткой кот, да японские куклы самураев - каким-то зверским выражением раскосых лиц. Мы покинули музей и под вновь начавшимся снегопадом отправились на стоянку, где отдали себя в руки торговцев хрустальным товаром.
    Проехав напоследок по городу и посмотрев дома, построенные когда-то давно для рабочих, поехали дорогой на Владимир. К Владимиру подъезжали уже в темноте и свернули на объездную, приведшую нас на Горьковское шоссе. Дорога к дому не составила большого труда, хотя в Лакинске пришлось постоять около получаса в пробке. Иномарка, не поделив дорогу с автобусом, влетела в гору снега на обочину. Зад машины был смят напрочь, а водительская дверь, видимо, вырезана спасателями. Рядом стояла пожарная машина и ДПС-ники. Большего разглядеть не удалось. А через несколько часов я был уже дома.
    И вот уже в который раз, глядя на заброшенные храмы, на хаос и запустение, думаю о том, что уничтожена была целая эпоха, и возврат к ней вряд ли уже возможен в полном объеме. Не всё так плохо было в царской России. Наверное, и не так уж хорошо. И вообще, когда в нашей многострадальной стране было хорошо жить?

Фотоальбом: Ода стеклу