Экскурсия по Калевале.
Данный отчет составлен по материалам автобусной экскурсии по зимней Калевале. Приношу свои извинения за сумбурный характер изложения и возможные неточности в названиях, поскольку отчет сделан на основе не слишком хороших диктофонных записей. Мне очень совестно, что не запомнил даже имени нашего экскурсовода, проведшей, на мой взгляд, прекрасную экскурсию. Надеюсь, рано или поздно, я смогу восполнить этот пробел.
Фотогалерея Экскурсия по Калевале
Наш экскурсовод |
Согласно
данным последней переписи населения, в райцентре Калевала проживает
около пяти тысяч человек, а всего в Калевальском районе – около
одиннадцати тысяч человек. Площадь района составляет около 17.000 кв. км
– в основном, это леса, уже изрядно вырубленные, болота, озера и реки.
Район этот малонаселен и около половины его обитателей проживают в
Калевале. Название свое поселок получил в 1963 году, в честь
одноименного эпоса. До этого времени он носил имя Ухтуа. Однако, в 1963
году Калевальский район был упразднен и введен в состав другого района.
Для того, чтобы сохранить имя Калевалы, и был переименован поселок.
Существуют несколько версий о происхождении старого
названия Ухтуа. По одной из них, прибывшие первыми на берега озера, были
настолько очарованы красотой здешних мест, что с уст их сорвались слова:
«Ух, та!». По другой, более научной версии, Ух (ох) – в разных
финно-угорских языках означает – «белый, чистый», а Та (ти) – «вода,
озеро». Таким образом, Ухтуа – это «белая вода», «чистое озеро».
В центре поселка находятся дом культуры, построенный в
1980 году и автобусная станция, откуда уходят автобусы на Кемь. А рядом
– ничем не примечательный на первый взгляд парк, ранее называвшийся
парком культуры и отдыха. На самом деле, это – первое в поселке
кладбище, располагавшееся в начале прошлого века на краю деревни. В 30-е
годы местные комсомольцы, по заданию свыше сравняли кладбище с землей и
создали парк. Ниже парка на берегу озера было место для купания, и
долгое время после уничтожения кладбища люди находили на подмываемом
водой берегу разные золотые и серебряные украшения и крестики.
Историческая справедливость восторжествовала в 90-х годах, когда место
летних празднеств было перенесено к сосне Лённрота, а на место, где был
парк, стало называться священной рощей, в которой на берегу озера был
установлен поклонный крест, а неподалеку от дороги - камень с памятной
табличкой, напоминающей о партизанах севера Карелии в последней войне.
Следует сказать, что проводимые в парке летние праздники (как правило –
в третье воскресенье июня), что практически каждый год природа
препятствовала проведению танцев и гуляний на костях предков – в эти дни
шли дожди, иногда случались грозы. Ныне гражданское кладбище находится
на выезде из поселка.
Длинное синее одноэтажное здание слева – это типография, где до
2005 года выходили две газеты – на финском и русском языках, а сейчас –
только одна, на русском. С правой стороны – здание районной
администрации, рядом – почта и телеграф. Это – центр поселка и здесь, от
центрального перекрестка, можно проехать в часть поселка, называемую
Ликопяа. У каждой части Калевалы имеется свое историческое название.
Этим названиям уже много веков, и, если спросить у местного жителя, где
он живет, то, помимо улицы, он назовет и название территории. Помимо
Ликопяа – это Ламбина, Рюхья, Купонсуа и Иссакала. Эти пять исторических
названий еще очень активно бытуют в обиходе местных жителей.
Дорога на Ликопяа выходит на берег озера, к поклонному
кресту. У этого поклонного креста карелы, уходившие на рыбалку на озеро,
крестились и просили у бога и у стихий хорошей погоды, удачной рыбалки.…
По возвращении принято было оставлять у креста в дар камешки или
какие-нибудь мелкие дары.
Немного поодаль от поклонного креста стоит высохший и
обрубленный ствол дерева. Это самая главная достопримечательность
Калевалы – сосна Лённрота. Эллиас Лённрот – финский врач, ученый,
доктор, собиратель карельских рун (напевных стихов), из которых,
собственно, и состоит карело-финский народный эпос «Калевала». По
преданию, именно под этой сосной, росшей тогда на берегу озера, Лённрот,
во время своих приходов в Ухтуа, слушал местных рунопевцев и записывал
руны. В Ухтуа Лённрот был трижды.
Здесь же, рядом, находится новая православная церковь,
где служит отец Павел, приехавший сюда из южной Карелии. Хотя церковь и
небольшая по размерам, народу сюда ходит довольно много. Изначально, в
середине 90-х планировалось устройство только часовни, но затем было
принято решение о строительстве церкви. Из-за отсутствия достаточных
средств и была обустроена небольшая церковь. В православной церкви
работает воскресная школа, проводятся все службы. Кроме православной, в
Калевале имеются еще лютеранская церковь и церковь пятидесятников.
Первой в начале 90-х была построена церковь пятидесятников, в 98-м –
православная, и в 2000-м лютеранская церковь. Строительство церкви
пятидесятников и лютеранской церкви осуществлялось с помощью финских
спонсоров. Финская сторона приняла участие и в обустройстве православной
церкви – иконостас церкви был привезен из Финляндии, со Старого Валаама,
летом 2005 года. И колокол для Ухтинской церкви был отлит в Финляндии и
подарен церкви.
Далее дорога приводит в Ликопяа – самую старую часть
деревни, откуда и начиналась Ухтуа. И раньше, когда улиц еще не было,
деревня делилась по районам. В Ликопяа – одноэтажные деревянные дома. А
вот в ХIХ – начале ХХ века, здесь располагались дома карел, занимавшихся
коробейничеством (разносной торговлей). Поселение Ухтуа было одним из
самых зажиточных в северной, беломорской Карелии. Богатым его назвать
было нельзя, но торговля с соседней Финляндией спасала положение – из
Ухтуа, Кестеньги и других деревень уходили торговать сотни людей.
Производств тогда здесь не было никаких, лесоразработки только
начинались. Мужчины собирались в конце октября и собирали товар, который
пользовался спросом в финских деревнях – меха, соль, вязанные шерстяные
изделия, много холста и полотен. В отличие от шведских купцов,
торговавших в Финляндии, карельские коробейники держали меньшую цену, и
весь их товар расходился практически полностью. Так, обмундирование для
армии финского города Каролина, покупалось у Ухтинских коробейников.
Улица Вяйнемёйнена (одного из главных героев Кавлевалы)
идет вдоль озера Среднее Куйтто. В этом озере-кормильце ловят рыбу и
зимой, и весной и летом. Ловятся в озере щука и окунь, есть и красная
рыба.Дом № 35 по улице Вяйнемёйнена – это бывший амбар крестьянина
Яманена. Когда Лённрот приезжал в Ухтуа в 1834-36 годах, он однажды
останавливался в усадьбе этого крестьянина. Сам дом не сохранился, а
остался только амбар, которому более двухсот лет. Пожалуй, этот амбар –
единственное здание в Калевале, которое можно прочно связать с именем
Лённрота. В двадцатые годы ХХ века, во время разрухи, из этого амбара
был сделан «временный» дом для одной из семей. И в этом статусе он
сохранился до наших дней. К сожалению, до нашего времени «дожило»
немного старых домов. Во время последней войны, при бомбежках, было
разрушено немало старинных калевальских домов и Ухтинская церковь.
Ошибкой было бы считать, что когда-то Калевала
принадлежала Финляндии. Вначале это были Новгородские земли, а затем они
стали Московскими. За эту территорию всегда велась борьба, но
отдаленность и отсутствие дорог (местные деревни соединялись между собой
лесными тропами, а зимой можно было пройти только на лыжах) мешали
противоборствующим сторонам. Современная дорога от Кеми до Калевалы была
построена в тридцатых годах ХХ века.
Из Ликопяа нижняя дорога ведет в район Кармушниеми, а
верхняя – на мыс Кармушниеми – очень красивое место, которое обязательно
следует посетить летом. Старое деревянное здание – бывший бондарный цех,
где некогда изготавливали бочки для собираемой в этих краях сосновой
смолы – живицы.
Вновь возвращаемся в центр, уже по улице Марии
Михеевой. Улица названа в честь представительницы предпоследнего
поколения рунопевцев, исполнявшей руны в тридцатых-пятидесятых годах ХХ
столетия. За ней было записано много рун, сказок, пословиц и поговорок.
На доме, где проживала Мария Михеева, установлена памятная мраморная
доска.
Ныне Калевала – поселение городского типа, состоящее в
основном из одноэтажных деревянных домов с печным отоплением. Рядом со
многими домами стоят небольшие деревянные строения, похожие на
автобусные остановки. Сюда люди выставляют бочки или бидоны для…
привозной воды. Воду привозят три раза в неделю. (А ведь озеро – рядом…)
Бочки и бидоны должны быть подписаны – чтобы водитель водовозки случайно
не налил бы воды неплательщикам. В части домов есть свои собственные
колодцы. В ближайшее время из района Кармушниеми сюда протянут
водопровод, на который из республиканского бюджета выделены деньги.
Бывшие совхозные поля, ныне поделенные на участки под
будущую застройку. Это – одно из мест, где археологами были найдены
следы древнего поселения, существовавшего еще в каменном веке. А первое
упоминание об Ухтуа – относится к 1572 году. Там говорится о том, что в
устье реки Ухта есть поселение под названием Куйтто-озеро.
Церковь пятидесятников существует в Калевале с 1996
года. Первые проповедники пришли сюда из Финляндии в начале 90-х, после
открытия границ. Матти Юнсонен, родом из Ухтуа, во время войны чудесным
образом спасся и дал себе обет построить там церковь, что и было
выполнено в 90-х годах. Приход – шестьдесят человек местных, также
приезжают люди из других мест. В церкви находится бассейн для крещения
неофитов. Каждое воскресение в церкви проводятся собрания, воскресная
школа для детей – по субботам.
Дорога пересекает «бесполезный канал», построенный в 70-х годах
прошлого века. История его такова. Когда было принято решение строить
Юшкозерскую ГЭС, ленинградские проектировщики посчитали, что многие
прибрежные дома могут быть затоплены. Поэтому многие дома стали
переносить, а русло реки Ухты повернули в другом направлении, так, чтобы
она впадала в озеро Среднее Куйтто, как раз через упомянутый канал. Но
по окончании строительства ни один из домов не был затоплен.
В Калевале четыре детских сада и в двух из них есть
специальные небольшие группы в 10-15 детей. Эти группы называются
языковыми, и общение воспитателей с детьми в течение дня осуществляется
на карельском языке. Таким образом, дети, пойдя в школу уже хорошо
понимают и говорят на карельском языке.
Центр – детская библиотека, контора, райпо, банк,
военкомат. Историческое здание синего цвета
(на реставрации – рабочие уже сняли балкон) – дом Ноберга. Построен в
1926 году для Ухтинского исполкома. Когда-то это здание венчала башня. А
известно оно тем, что в 1941 году с несуществующего теперь балкона
выступал герой гражданской войны Тойво Анттикайнен. В разные годы здесь
находились исполком и РОВД. А после реставрации в здании планируется
организовать музей, национальную музыкальную школу и центр ремесел.
Все это будет называться «Дом Калевалы».
Центральный район называется Иссакала. Рядом с
Иссакала-ламбиной – бойкое торговое место. И если когда-то ухтинские
коробейники ходили в Финляндию, то теперь уже в Калевалу приезжают
«коробейники» из Белоруссии.
Улица Ленина (Калевалы не коснулось всеобщее поветрие
переименований и сноса памятников). Два здания роддома – старое,
коричневое и новое, зеленое, построенное в рамках того же проекта, в
котором построены православная церковь и детская консультация. Новое
здание роддома вполне современно и приезжающие туда на экскурсию
специалисты оценивают его очень высоко. За этим зданием находится старая больница, поныне
действующая. Здание это было построено в конце 20-х годов, и в нем
располагалась Ухтинская средняя школа, впоследствии переоборудованная в
больницу.
Сюда, в Калевалу, приезжали и приезжают многие финские
исследователи – фотографировать ландшафты, записывать обряды. Объединяет
финнов и калевальских карел язык, который очень похож. Если в
южно-карельском диалекте ощутимо влияние русского языка, то язык севера
Карелии гораздо ближе к финскому.
Братская могила была реконструирована в
предзнаменовании шестидесятилетия Победы. Первые захоронения были здесь
сделаны в 1919 году – в гражданскую. А затем здесь хоронили погибших в
Великой Отечественной.
Еще один район Калевалы – Заламбина (Ламбинпохья). Сюда
мы въезжаем по дороге, которая ведет на запад, в Костомукшу. В последние
несколько лет эта дорога была значительно улучшена, построены новые
мосты. Заламбина – самый экологически чистый район Калевалы.
Основная промышленность в Калевале –
лесозаготовительная. Валкой леса и вывозом занимаются многие фирмы, в
том числе, и ИКЕЯ. Вначале ИКЕЯ планировала построить здесь мебельную
фабрику, но в последний момент строительство было перенесено в
Костомукшу. Хотя фирма произвела частичный ремонт дорог в Калевале.
Есть в Калевале и аэропорт, ныне не работающий.
Последние регулярные рейсы сюда закончились в середине 90-х. Однако
структуры аэропорта сохранены и используются летом пожарной авиацией.
Вот еще один сохранившийся старинный дом, которому чуть
больше трехсот лет. В одной половине дома живут его нынешние хозяева, а
вторая часть, старинная и не отапливаемая, выкуплена фондом культуры.
Внутри дом представляет собой одну большую комнату, с большой печью у
двери и высоким подпольем, вход в которое со стороны печи и выполнен в
виде шкафа. Вдоль стен стоят деревянные лавки. Есть и стол. Пот трем
стенам – небольшие застекленные окна, по нескольку на каждой стене.
Краеведческий музей Калевалы расположен на втором этаже
здания местного универмага. Часть экспозиции занимают фотографии,
выполненные в ХIХ
– XX веках. На фотографиях запечатлены портреты местных жителей,
обряды, природа, народные праздники, дома и их внутреннее устройство и
сооружения. Есть экспонаты времен развитого социализма – переходящая
красное знамя и школьная форма. Чучело и шкура медведя, голова кабана.
Предметы быта и орудия труда. К сожалению, музейная коллекция
пополняется небыстро и трудно.