Отчеты
Фотогалерея № 1
Фотогалерея № 2
Крым - 2005. Малореченское.
Итак, мы снова, в который уже раз,
отправлялись в Крым.
Любое путешествие начинается с хлопот с билетами. Если Вы хотите купить
хорошие ж/д билеты в кассах - то туда надо прийти за сорок пять дней. Мы
так и сделали. С билетами туда проблем не было и Наталья взяла хорошие
места на утренний поезд до Симферополя. Трудности возникли, когда она
поехала за билетами на обратный поезд. Хотя она была в кассе при
открытии и стояла первой в очереди, но на поезда, отходящие днем или
утром, билетов не было. Хорошо, что ей удалось взять билеты на
севастопольский поезд, который отходил из Симферополя в десять вечера.
Места были только в последнем купе - возле туалета.
Полагаю, что проблемы с обратными билетами возникают
из-за того, что большая часть обратных билетов продается Украиной. Так
что, за сорок шесть дней билеты в кассах не продают, а за сорок пять их
уже не купить. И чтобы Вам повезло, нужно быть первым у кассы, которая
начинает работать раньше других.
Слава богу, билеты у нас были и можно было отправляться со спокойной
душой. Наш поезд отходил 20 августа в 9-30 утра с самого
бестолкового московского вокзала - Курского. За шесть лет поездок мы
как-то сумели приспособиться к его непонятным переходам и платформам, но
так и не выучили точного их расположения. И все же мы заняли свои места
вовремя. Наше купе было в середине вагона, а сам вагон находился ближе к
хвосту поезда. Так что, во время немногочисленных остановок, мы
находились далеко от зданий вокзалов. А остановок в России было немного
- Тула, Орел, Курск и Белгород. Скорый симферопольский поезд идет около
двадцать четырех часов, два из которых отнимает пограничный и таможенный
досмотр на двух границах. Украинскую границу мы пересекли поздно вечером
и первой остановкой на Украине был Харьков. Въезжающим на Украину нужно
заполнить иммиграционную карточку в двух экземплярах. Первый
пограничники забирают сразу, а второй нужно сдать при пересечении
границы в обратном направлении. По окончании всех проверок мы заснули и
проснулись уже на въезде в Крым. За окнами коридора уходил назад Сиваш,
тихая вода которого отражала красные краски утреннего неба. Я сделал
пару фотографий сквозь стекло.
В Симферополь мы прибыли в 7-30 по местному времени. Мы
ездим в Малореченское, что неподалеку от Алушты, с 2000 года.
Останавливаемся мы у одних и тех же хозяев - Светланы и Анатолия.
Анатолий и встречал нас у поезда. Вскоре мы уже ехали в его машине через
Симферополь и далее по дороге на Алушту. В дороге мы провели полтора
часа. К счастью, дождя в тот день не было, в отличие от прошлого года,
когда машины буквально "плыли" в бурных потоках и огромных лужах после
дождя, более похожего на тропический ливень. Недалеко от Симферополя
равнинная дорога постепенно переходит в горный серпантин, изобилующий
поворотами, подъемами и спусками. Дорога довольно узкая и практически
все водители здесь нарушают правила. Местные жители говорят, что редкий
день в курортный сезон обходится здесь без аварий, зачастую очень
тяжелых. Большинство аварий происходит с приезжими, а также с
бесшабашными местными перевозчиками овощей и фруктов, "летающих"
на своих ржавых и дребезжащих машинах.
Немного не доехав до Алушты, Анатолий свернул на дорогу
на Лучистое. Вот здесь-то и начинался настоящий серпантин, состоящий
исключительно из поворотов и крутых поворотов. Вскоре мы выехали на
дорогу Алушта - Судак. Дорога поднималась и опускалась и вдали виделось
море в синеватой дымке. В Солнечногорском дорога шла вдоль моря, которое
скрыто от проезжающих длинным рядом кафешек и магазинчиков. Последние
подъем и спуск - и мы у цели, в Малоречке. Наш любимый номер на галерее
с окнами на север и видом на горы оказался занят до следующего дня. Наши
хозяева на это время разместили нас в люксе - с телевизором,
холодильником и кондиционером. Последний агрегат был явно лишним в нашем
быту, поскольку чрезмерно жарко не было. К тому же, Наталья
сказала, что кондиционер осточертел ей на работе. разместившись и
побросав вещи мы сходили на рынок приобрести те мелочи, которые всегда
забываешь взять с собой. В этот раз такой мелочью оказались зубные
щетки. После рынка мы искупались в море и отправились в апартаменты
немного отдохнуть. Это было около трех часов дня. Небольшой отдых
продлился до пяти часов... утра следующего дня. А уж тогда мы встали и,
вооружившись фотоаппаратами, отправились на берег - встречать рассвет.
Этот рассвет играл совершенно иными красками, чем это было в прошлом
году, в облачное и очень холодное, по крымским меркам, утро. Однако и в
этот раз буйство красок было очень недолгим. Однако мы успели и
пофотографировать, и насладиться утренними красками, и поплавать в
неожиданно теплом море. Правда, когда я выходил из воды, мне было очень
холодно.
Я не принадлежу к людям, которые могут проводить целый
день на пляже, играя в карты или жарясь на солнце. Такой отдых я
могу выдержать не более двух дней. Мне больше нравится ходить в горы или
ездить на экскурсии. Михаилу тоже по душе подобная деятельность, но
больше всего он любит поспать. Наталья, напротив, любит нежится у моря
под лучами жаркого солнца. В тот же день, когда мы ходили встречать
рассвет, они провели первую половину дня у моря и обгорели. Я же остался
перенести вещи в наш номер по его освобождению и встретился с ними,
когда они возвращались назад. На следующий день мы все собирались
отправиться в горы все вместе, но из за "поджаренных" рук и плеч моих
близких в горы пришлось отправиться мне одному.
Анатолий отвез меня рано утром в Лучистое, под самый склон Южного
Демерджи, откуда я начал свое "восхождение" на яйлу. У меня лишний вес и
повышенное давление и каждый подъем очень тяжел для меня, особенно,
когда угол подъема становится больше критического. Каждый раз во время
такого подъема я говорю себе, что больше в горы не пойду. И каждый раз,
вернувшись обратно я хочу еще раз подняться туда. Итак, я поднимался по
грунтовке, проложенной по склону Южного Демерджи и вскоре уже входил в
буковый лес. Здесь мне навстречу пробежал по дороге табун лошадей.
Последним проехал погонщик на лошади, который спросил, не встречал ли я
других лошадей по дороге. Я честно ответил, что не встречал и отправился
дальше. Через час подъема я подошел к чудесному пруду, где сделал
несколько фотографий. И снова подъем по петляющей и упорно ползущей
вверх дороге. Следующей остановкой был фонтан, где я попил чистой воды и
умылся. Отсюда до плато я поднялся за полчаса, а весь подъем длился чуть
больше двух часов. На яйле густой лес окончился, уступив место выжженной
степи и перелескам. Отсюда вели три дороги - одна на вершину Южного
Демерджи, вторая - вниз, к водопаду Джурла и третья - на Демерджи-яйлу.
По последней дороге я отправился, придя в себя после подъема. Грунтовая
дорога для грузовиков поднималась вверх и опускалась вниз, временами
проходя через небольшие рощицы. Везде можно было видеть выходы
известняка и каменные "ступени", поросшие травой. Встречались возле
дороги и карстовые ямы, где росла свежая зеленая трава и зеленые же
кусты и деревья. В отличие от остальной яйлы, здесь вода более близка к
поверхности.
В дорогу я всегда беру с собой легкую еду - сыр или
брынзу, помидоры, разные фрукты и яйца. Все это уложено в легкий
рюкзачок в одном пакете с "холодильником". В качестве холодильника
использую пластиковую бутылку с замороженной в морозилке водой. выгода
двойная - и еда холодная, и можно попить ледяной воды в жаркий день. В
этот раз я позавтракал в небольшой рощице, где среди неизвестных мне
низкорослых деревьев росли привычные рябины с уже красными ягодами.
Пока я завтракал и расслаблялся, погода успела слега
испортиться - белые облака побежали высоко над яйлой, а впереди,
вываливаясь серыми клочьями из ущелья Хапхал, пополз по яйле довольно
густой туман. И тут, вспомнив прошлогоднюю грозу, в которую мы с
Михаилом попали на спуске в Генеральское, я немного разволновался. Хотя
прогноз обещал ясную и малооблачную погоду в Южном Крыму, но горы - есть
горы. А идти по голой яйле под дождем и бьющими молниями не так уж
приятно. Да и спуск под дождем, по скользкой дороге, по щиколотки в
воде, когда гром после вспышки молнии гремит так скоро, что еле
успеваешь сказать "мама" - не слишком-то приятен.
И я быстро пошел к Стол-горе, надеясь попасть туда до
начала дождя. К счастью, туман не был сплошным и в его разрывах можно
было видеть дорогу впереди. Через некоторое время я успокоился,
поскольку дождь не намечался и не слышалось даже отдаленного грома. Но,
на всякий случай, шел достаточно быстро, останавливаясь только для того,
чтобы сделать фотографии. Вскоре я был уже на плато Стол-горы и вновь
входил в буковый лес. Немного удивила меня новая грунтовая дорога,
проложенная на месте старой туристской тропы. Дорога эта была преизрядно
разбита грузовиками. Буки вокруг были спилены, а новая дорога сбегала
вниз серпантином. Чуть позже я понял, что дорога эта появилась благодаря
новому туристическому сервису - поездке в горы на грузовике. Броские
самодельные плакаты в Малореченском гласили "Незабываемое путешествие на
грузовике по лучшим вершинам горного Крыма". Это довольно легкий путь
посещать достопримечательности, но мне думается, что трудный пеший
подъем способствует лучшему восприятию окружающих красот.
К счастью, источник Сулух-Оба от строительства дороги
не пострадал. Я попил и умылся холодной водой из источника. После
небольшого отдыха и просушки на ветру пропотевшей рубашки я продолжил
спуск. Я миновал хорошо знакомые места - поляны, крутые склоны, где
острые камни торчали из дороги, маленький грязный пруд, возле которого
мы всегда делаем первую передышку при подъеме. Когда я подошел к пруду
поближе - несколько десятков лягушек одновременно прыгнули с грязного
берега в мутную воду. Через час я уже спускался в Генеральское, откуда
оставалось десять километров до Малореченского. В магазинчике у поворота
на водопад Джур-Джур, я купил бутылку местной грейпфрутовой газировки и
выпил ее почти сразу. Наказание за невоздержанность последовало
практически мгновенно - метров через пятьсот у меня на ступне вскочил
водяной волдырь. Идти стало совсем плохо и я стал ловить попутную
машину. Их было много, но никто не хотел останавливаться. Так я прошел
около двух километров и "голосовал", даже не оглядываясь, без большой
надежды на то, что кто-нибудь остановится. Но мне повезло - пожилой
повар, который вез свежеприготовленные пельмени и вареники из
Генеральского в Солнечногорское на старых "Жигулях". Он подвез меня до
Солнечногорского, откуда я доковылял последние два километра до дома.
Следующие три дня я ходил только на море - полежать и
искупаться и даже не думал о каких либо походах. Утром мы приходили на
дикий пляж, жарились на солнце и плавали между больших камней. Затем
отправлялись в одно из многочисленных кафе на набережной, где в полдень
нам подавали борщ или солянку. Иногда мы брали и отбивные. Самое жаркое
время дня - с часу до четырех - пяти часов дня мы пережидали в номере, а
затем вновь шли к морю через парк и главную улицу. Улица эта шла к морю
и причалу от дороги Судак - Алушта. Вдоль обоих сторон улицы
расположились многочисленные навесы, столики, киоски, где продавалось
все - вина и шашлыки, одежда и книги, пляжные принадлежности и
фотопленка, выпечка и фрукты-овощи. Здесь же находились столики местных
экскурсоводов, где можно было записаться на экскурсию. Кажется,
большинство жителей поселка зарабатывало там на жизнь. Против начала
главной улицы находился вход в городской парк, преизрядно запущенный.
Метрах в ста по прямой от входа начинался небольшой рынок. Пройдя его
насквозь и поднявшись по ступеням можно было попасть на площадь, где
расположены почта, здание местной администрации, таксофонные кабины,
пара продовольственных магазинов и магазины книжный и промтоваров. По
другую сторону рынка, за сквером, находилось управление винсовхоза и
магазин, где торгуют местным вином. Но вина там было мало, как по видам,
так и по литражу. Так что, свои винные запасы для дома мы сделали в
Солнечногорском, в магазине с дегустационным залом, который, к
сожалению, был закрыт во время нашего посещения. Там мы взяли местного
кагора и пару бутылок Крымского шампанского, с которым мы традиционно
встречаем Новый год.
На четвертый день, когда я уже смог относительно
безболезненно ходить, не рискуя повторно растереть ногу, мы с Натальей
сходили в соседнее село - Рыбачье. Вышли поутру, пока еще не начал
плавиться асфальт судакского шоссе. Весь наш путь в Рыбачье проходил по
этой дороге, за исключением небольшого отрезка по склону горы. Мы
спустились там по тропинке, чтобы не проходить лишнего километра по
серпантину. Путь в Рыбачье начинался с подъема, который выводил нас на
склон горы, обращенный к морю. Там мы посмотрели на строящуюся над морем
православную церковь - маяк. Когда ее закончат, она будет видна издалека
и, наверное, будет производить незабываемое впечатление. А пока она была
в лесах и темнела некрашеными стенами. Горы в этом месте сложены из
мягких пород и каждый год потихоньку сползают в море, размываемые
осенними ливнями и зимними штормами. Однако, как нам сказали, церковь
стоит на твердой каменной скале, слегка прикрытой тонким слоем грунта.
Распростившись с церковью мы отправились дальше по дороге и вскоре, за
очередным поворотом, увидели маяк - круглую башню, стоящую на горе выше
дороги. Покрашена башня была красно-белыми полосами, а наверху на ее
крыше были установлены, по-видимому, световые приборы, а, может быть, и
антенны. Вскоре за маяком дорога пошла ровно, а затем стала опускаться
вниз. Здесь открывался вид на Рыбачье, особенно на его береговую линию,
и на серпантин дороги внизу.
В Рыбачьем тоже две главных улицы. Одна - дорога Алушта
- Судак, идущая рядом с пляжем, от которого отгорожена рядами кафе,
магазинов и торговых палаток. Другая главная улица отходит
перпендикулярно и идет вверх в середине села. Здесь тоже есть рынок, на
который можно попасть пройдя через большой магазин. В многочисленных
лавочках вдоль этой улицы торгуют самыми разными сувенирами, основными
из которых, кажется, являются разнообразные эфирные масла. Масел этих я
насчитал более тридцати разновидностей! Много поделок из ракушек, гальки
и засушенных крабов, сочетаемых между собой самым причудливым образом.
Здесь, на улице, со столиков или прямо с тротуара продают мед и
виноград, груши и персики, инжир и арбузы.
Мы прогулялись вдоль обоих улиц, купили крымских сувениров для
своих коллег по работе. А затем отправились в кафе с названием
"Армянская кухня". До этого мы спрашивали в подобных заведениях харчо и
нигде не могли его найти. Не был его и здесь, однако нам предложили
блюдо, название которого я забыл, но которое было тоже приготовлено из
баранины и являло собой нечто среднее между
супом и вторым блюдом. Однако, мне понравилось. А Наталья решила
попробовать лагман, который, как ни странно, оказался с овощами и без
всякой лапши. Но тоже было вкусно. В обратной дороге самым трудным
оказалось подняться по склону под палящими лучами солнца. Однако, когда
дорога пошла на спуск к Малореченскому, с моря слегка потянуло
прохладой, а виды, открывавшиеся на берег и морскую даль помогали забыть
об усталости.
На водопад Джур-Джур мы отправились следующим утром.
Анатолий отвез нас прямо ко входу в заказник и мы, купив билеты у
лесников, прошли внутрь. На билетах красовалась печать какого-то ИЧП. Я
знал и другой, бесплатный, путь к водопаду, но он предполагал длинный
путь вверх через Генеральское. А Наталья не слишком приветствует дальние
походы. Мы прошли по тропинке сквозь буковый лес и вскоре услышали, а
затем и увидели водопад. Воды в нем в этот год было не столь много, как
было пару лет назад. А вот людей у водопада прибавилось. Хотя
температура воды в потоке и не превышала 8 градусов, много людей стояли
под струей водопада или плескались в неглубокой "ванночке" у его
подножия. Нам, для полноты ощущений, хватило перейти поток вброд, сняв
кроссовки - вода была жутко холодной. Затем мы пошли вдоль берега вверх
по течению речки. Если Вы читали или слышали крымские легенды, то в них
в изобилии встречаются озера молодости, речки здоровья, "ванны"
отпущения грехов. Каким-то "чудом" все они оказались в пределах одного
километра реки Улу-Узень, и теперь массы людей стремятся сюда омыть свои
тела в этих многочисленных ваннах. Так мы и поднимались, проходя мимо
этих ванн, до самого "Чертова мостика". Здесь река зажата в скальном
массиве, в узкрм русле, промытом ею в камне за многие тысячи лет. Один
только раз за все время я поднимался выше "Чертова мостика" и от тех
подъемов остались в памяти тишина леса, прохладный воздух над журчащей
речкой, ароматы горного леса и огромные замшелые валуны, лежащие в
русле. Сам чертов мостик представляет собой узкий карниз, проходящий по
каменной наклонной стене в нескольких метрах над руслом. Местами
из камня растут деревья, на которые можно опереться при проходе по
карнизу. В сухую погоду пройти эти сорок-пятьдесят метров не
представляет большого труда. Однако, Михаил и Наталья побоялись пройти
этим путем. Я себе в таком "удовольствии" не отказал, хотя тоже боюсь
высоты. Вернуться обратно оказалось несколько сложнее, так как не сразу
удалось найти правильный вход на "мостик".
Возвращались мы в Генеральское по другому берегу реки,
туда, где вход бесплатен. Невдалеке от водопада, на левом берегу
Улу-Узень мы нашли красивую и чистую туристическую поляну. Единственным
знаком, указывающим на частое присутствие здесь туристов, являлись пара
кострищ с вбитыми в землю рогульками, да запас дров, лежащих рядом.
Окаймляли поляну дубы и кизиловые деревья, со множеством красных ягод,
еще не созревших. Там мы перекусили и полежали в тени дуба под синим
небом с белыми облаками. Затем мы шли по дороге вдоль старинной каменной
ограды, сложенной из известняковых глыб, которая прикрывала дорогу от
склона. Прошли мы и заброшенный грушевый сад. Множество груш висело на
ветках деревьев, но все эти груши были твердыми и горьковатыми. Дальше
вдоль дороги потянулись заросли колючей ежевики с черными и красными
ягодами. За ежевичными зарослями начались первые дворы деревни. Мы
спустились вниз, на центральную площадь, традиционно посетили магазин у
поворота на водопад, закупив там газировки, сока и каких-то сладостей.
Наталья не слишком была настроена на десятикилометровый "поход" по
дороге на Солнечногорское - Малореченское и ей повезло - как раз в это
время от площади отходило маршрутное такси на Алушту. Так что пешком нам
пришлось пройти только два километра от Солнечногорского до
Малореченского.
Следующий день был посвящен "походу" за вином в
Солнечногорское, в магазин, о котором я уже упоминал выше. Мы пошли туда
не по дороге, а спустились по каменной лестнице на дикий пляж, вдоль
которого и отправились не спеша в путь, периодически останвливаясь для
того, чтобы искупаться в море - день был довольно жаркий и безветренный.
Последний километр мы прошли уже по дороге. Выбор вина в магазине, в
отличии от Малореченского, был довольно хороший. Но, в основном, мы
взяли проверенное вино - кагор, да Михаил приобрел для себя пару бутылок
муската. И, конечно же, крымское шампанское, с которым мы традиционно
встречаем Новый год.
Рано утром следующего дня мы с Михаилом отправились
новым маршрутом, сулившим нам прохождение довольно длинной дистанции. Мы
планировали пройти от Генеральского до Перевального, затем доехать
троллейбусом до Алушты и оттуда вернуться в Малореченское на маршрутке.
Свой путь мы начали от весовой - верхней точки Генеральского, куда
Анатолий отвез нас на своей машине. Подъем был не слишком крутым, утро
было не очень жарким и вскоре мы были у пруда. Там мы встретили
лесников, которые примерно подсказали нам дорогу. Отсюда и начинался
новый маршрут. Иногда дорога шла вниз, иногда бежала ровно, но большей
частью карабкалась вверх, иногда довольно круто, по крайней мере, для
меня. Однако, дорога сквозь буковый лес была хороша. Почти каждый бук
рос несколькими стволами из одного корня. Широкие кроны деревьев
заслоняли дорогу от лучей солнца. После очередного подъема мы спустились
вниз, к горной речке. Некоторое время дорога шла вдоль нее, а затем
привела нас к броду. Речка была неглубока и не слишком широка и мы
перешли ее, ступая по камням. Я умылся прохладной водой из заводи -
после трудного подъема хорошо было освежить лицо чистой горной водой. Я
также попробовал воду, которая была прохладной и вкусной. Встреча со
следующей речкой была интереснее. Проходя по берегу над заводью, я
заметил движение на поверхности воды, похожее на круги от бьющего со дна
источника. Однако, эти круги создавалось множеством мелких мошек,
двигавшихся прямо по поверхности воды.
После реки мы вышли на поляну, поросшую огромными
лопухами. Их листья были размером больше газетного листа, а высота
достигала не менее половины человеческого роста. Пройдя эту поляну, мы
вышли на берег очередной речки. Далее дорога пересекала ее и начала
ползти вверх, извиваясь серпантином по крутому склону. Когда серпантин
закончился мы очутились на очередной поляне, окруженной буками. Здесь на
их ветвях было великое множество буковых орешков. Я каждый раз
захватываю их с собой в качестве сувенира. Сорванный орешек
раскрывается, создавая крест из своих четырех лепестков, покрытых
изнутри мягким ворсом. Как бывает приятно провести этими лепестками по
щеке и вспомнить горный Крым посреди подмосковной зимы.
От этой поляны мы прошли еще около четырех километров
по дороге, то идущей в подъем, то сбегающей вниз. Наконец, мы вышли на
поляну с елями, на которой бывали пару раз во время предыдущих прогулок.
Ели - не слишком-то обычные деревья в горном Крыму. Куда уместнее здесь
смотрится горная крымская сосна, перекрученная суровыми зимними бурями,
бушующими на яйле. От поляны до яйлы оставалось не более пары
километров. За елями в изобилии росли дикие яблони и груши. Практически
все плоды были горькими или очень кислыми. Нам удалось найти только одну
яблоню, где небольшие яблоки были почти сладкими. Вскоре, по знакомой
дороге мы вышли к шлагбауму, закрывавшему когда-то въезд в лес, а ныне
бессильно отведенным в сторону и только вещавшим грозным плакатом о
мифических шипах, врытых где-то на дороге. За шлагбаумом, на открытом
месте, поросшем сухой желтой травой яйлы стояла разрушающаяся стела -
памятник крымским партизанам. Здесь, у кромки леса мы перекусили,
немного отдохнули и продолжили свой путь уже по яйле, среди
желто-зеленой сухой травы и выходов известняка в виде больших каменных
ступеней, поросших редкими деревцами. Яйла была похожа на желтое плоское
блюдце и путь не был утомительным, поскольку больше не приходилось
подниматься вверх. Мы шли, оглядывая просторы и голубое небо с
белоснежными облаками. Михаил спустился осмотреть карстовую впадину с
небольшой пещеркой, а я фотографировал крымские сухие цветы. Когда
Михаил вернулся, к нам подошел турист с огромным рюкзаком и спросил про
дорогу на Перевальное. Мы сказали, что тоже идем туда, но в первый раз и
дорогу знаем весьма приблизительно. Дальше мы отправились вместе.
Туриста звали Андрей и приехал он в Крым из небольшого города на
Западной Украине. Я не запомнил название города. Был он на слете
туристов-спелеологов, а теперь второй день шел по яйле. Поскольку его
поезд отходил только через два дня после окончания слета, он решил
пройтись пешком около сорока километров по яйле и горному лесу. Через
час мы были уже на склоне, с которого далеко внизу виднелось Перевальное
и дорога Симферополь - Алушта. Здесь мы встретили человека, сидевшего на
камне и обозревавшего просторы. Когда мы спросили его о дороге на
Перевальное и сказали, что туда мы идем в первый раз, он попытался
рассказать нам маршрут. результатом его рассказа стало то, что все мы
попросили его просто показать нам дорогу, которая действительно местами
терялась среди камней и кустов и самостоятельно ее было бы найти не так
просто. Наш проводник был симферопольцем и в горы ездил на прогулки.
Спуск не показался мне слишком трудным, и только в одном месте склон был
очень крутым и требовал определенной осторожности. По дороги мы
попробовали груши и алычу, росшие в заброшенном саду, который показал
нам наш проводник. Затем мы прошли мимо пустующей воинской части и,
пройдя через поселок, вышли к дороге. Наш троллейбус подошел сразу же и
мы, наскоро попрощавшись с нашими попутчиками, отправились в Алушту.
Троллейбус дребезжал так сильно, что временами казалось
- он вот-вот развалится. Из троллейбуса мы могли наблюдать насколько
рискованно водители управляют своими машинами на этой не слишком прямой
и широкой дороге и на закрытых поворотах. Нам повезло и в Алуште -
маршрутка отъехала от автовокзала через десять минут после того, как мы
сели в нее сойдя с троллейбуса. Вскоре Наталья встречала нас в нашем
номере. Прогулка удалась.
Единственное, что у нас не получилось - это поездка в
Крымский заповедник, куда мы с Михаилом уже ездили на экскурсию в уже
далеком 1999 году. Причина была весьма банальной - кроме нас троих не
нашлось больше желающих. А жаль - поездка могла бы быть очень
интересной. И днем позже мы с Михаилом отправились в последний в этом
году поход в горы. Мы отправились рано утром прямо из дома на окраину
Малореченского, где по довольно крутому склону поднялись по вновь
проложенной грунтовой дороге на гору. Далее наш путь лежал по дороге,
шедшей сквозь кустарник и низкие сосны. В ярко-синем утреннем небе
парили над нами несколько ястребов, описывая большие круги. Было
безветренно и солнце уже начинало сильно нагревать воздух. Так мы шли
около двух часов и видели вдали горы, голубешие в утренней легкой дымке
- зрелище, заставляющее замирать сердце... Внизу, справа от дороги мы
видели плотину, оканчивающую небольшое водохранилище. Мы шли и глядели
на высохшие цветы-бессмертники и желтую сухую траву и вдыхали ароматы,
источаемые соснами. Дорога здесь казалась не слишком трудной. Она стала
трудной немного дальше - там, где начинался затяжной подъем вдоль
северного склона горы Ликон, чьи белые скальные выступы виднелись выше и
впереди на нашем пути. Мы шли по серпантину, который то нырял в буковый
лес, то выходил на большие открытые поляны, где в неподвижном воздухе
висела густая жара. Местами вдоль дороги сплошняком росли кизиловые
деревья, усыпанные твердыми и кислыми красными ягодами. Поляны
изобиловали дикими яблонями и грушами, не менее твердыми и кислыми.
Вскоре мы вновь вошли в буковый лес, где дорога
раздваивалась. Одна из дорог явно вела к вершине Ликона. Мы выбрали
вторую, что шла, слегка поднимаясь, вдоль склона в сторону
Генеральского. Весь наш путь до знакомого участка дороги проходил через
тенистый буковый лес. По дороге мы пересекли небольшую горную речку и
прошли мимо небольшого каменного хаоса у дороги. Иногда дорога выводила
нас на поляны, с которых было видно далекое море и гряду холмов,
разделяющих долины Солнечногорского и Малореченского. Вскоре мы достигли
дороги, по которой не раз спускались в Генеральское. Еще полчаса - и мы
были в Генеральском, где традиционно посетили продуктовый магазин, купив
там сока и сладостей, и отправились по асфальтовой дороге в
Малореченское. И нам снова повезло - через пару километров мы сели в
маршрутку, довезшую нас до Солнечногорского.
Последний день был посвящен купанию в море, прогулке по
Малореченскому, покупке сувениров и укладке вещей по рюкзакам. Мы не
забыли бросить в море монетки, чтобы еще раз вернуться сюда. Вечером
Анатолий отвез нас на вокзал в Симферополь. Наталья и Михаил прогулялись
по близлежащим магазинам и рынку, купив еды на дорогу и четыре
двухсотграммовых фляжки с Крымским бальзамом, которого мы не смогли
найти в ни в Малореченском, ни в Рыбачьем, ни в Солнечногорском. Уже в
темноте мы сели на поезд и вскоре уже спали в своем купе. Утром нас
проверили только пограничники, а таможенного досмотра не было. В Москву
мы прибыли в десять вечера. На вокзале нас встретил наш знакомый и отвез
домой. А утром следующего дня я взял старт очередной поездки на Русский
Север, на сей раз в Заполярье, на Княжегубское водохранилище.