Виртуальные экскурсии с
клубом "К2000-Русский Север"
Экскурсия от национального парка "Русский
Север". (Май 2008)
|
Экскурсовод Анна |
Часть 1. Кириллов и Северодвинская система
Мы начинаем нашу экскурсию от гостиницы Русь и движемся к югу по улице
Гагарина. Улица Гагарина – самая длинная улица города Кириллова. Ранее
она называлась Долгоозёрской, по имени озера Долгое, что рядом с
гостиницей. Вообще город окружают четыре озера и иногда Кириллов
называют краем голубых озёр и рек. Вокруг - четыре озера – Сиверское,
Долгое, Покровское и Святое. Также рядом проходят две больших водных
системы – Северодвинская и Волго-Балтийская. Город богат водой и рыбы
очень много. (Но вот качество питьевой воды в городе или, по крайней
мере, в гостинице «Русь» - невысокое. И, похоже, вода пахнет рыбой.)
Справа можно увидеть стены нового города
Кирилло-Белозерского монастыря. А всего протяженность стен около двух
километров.
Первая остановка на берегу Сиверского озера у небольшой
деревянной пристани, куда приходит по Северодвинской системе маленький
экскурсионный теплоходик. Увы, очень редко. С пристани видны стены
монастыря. Те башни, что побольше – башни нового города, ну а башни
поменьше – более древние. Раньше, в залив впадала речка, соединявшая два
озера, теперь остался просто заливчик. Озеро Сиверское в переводе с
финно-угорского означает «глубокое» и местами глубина здесь достигает
двадцати семи метров. Протяженность озера с востока на запад – три
километра, а с севера на юг около семи километров. В озере в изобилии
водится рыба и живут раки, что говорит о чистоте его воды.
От пристани можно увидеть темную гору Мауру, возвышающуюся за
лесом на противоположном берегу озера. Недалеко от современного красного
здания турбазы когда-то давно в озеро далеко вдавался мыс. Однако, со
строительством Северодвинской водной системы, а впоследствии и
Волго-Балта уровень воды в озере поднялся на два метра. И мыс
превратился в островок. В большую воду этот островок почти не виден. А в
сухие годы на нем иногда любят отдыхать местные жители. Правда, говорят,
что на острове водятся змеи, поэтому любителей отдохнуть там не слишком
много. Попасть на остров можно на лодке или катамаране. На острове также
проводились раскопки и были найдены остатки поселения человека, жившего
3-4 тысячи лет назад.
На противоположном берегу заливчика виден сад Граве, от
которого ныне осталась только берёзовая аллея, сбегающая к воде. А
когда-то здесь росли даже субтропические кустарники, а сам сад
поднимался высоко на берег. Ныне это место является местом, куда
приезжают молодожёны – сфотографироваться и поклониться березкам,
олицетворяющим собой русскую душу. Немного поодаль видно трёхэтажное
каменное здание – бывшее духовное училище города Кириллова, постройки
XIX века. До недавних пор там находилось
хирургическое отделение Кирилловской районной больницы. Сейчас здание
реконструируют, и работники национального парка надеются, что оно будет
отдано под краеведческий музей.
Здания в Кириллове невысокие, деревянные. Высокие здания
можно встретить только в центре города. И то они не превышают 4-х
этажей. Екатерина II издала в 1796 году указ о
переименовании монастырской слободы в город Кириллов, заодно запретив
строительство в городе Кириллове зданий выше трех этажей, дабы не
закрывать вид на Кирилло-Белозерский монастырь. В городе насчитывалось
одиннадцать храмов церквей, но в советское время внесло свою лепту – и
теперь от многих из них остались только развалины, перепрофилированные
под хозяйственные нужды – гаражи, автотранспортное предприятие и тому
подобное.
Следуя далее по улице Гагарина, проезжаем Солдатскую Слободу.
Место названо так потому, что после строительства Северодвинской системы
нужны были люди для ее обслуживания. И этих людей набирали из
отслуживших солдат (а служили в те годы очень долго) и селили их в этой
слободе, в бараках, называемых в те времена казармами. С тех пор за
слободой и закрепилось имя Солдатская.
Свернув за Слободой налево,
переезжаем через мост и поворачиваем ещё раз налево. Едем вдоль берега
канала, останавливаем машину в удобном месте на берегу Кузьминского
канала, когда-то бывшего рекой Карботкой, соединявшей озеро Сиверское с
озером Покровским. Северодвинская система строилась три года - с
1825 по 1828. Состоит она из нескольких каналов. Напротив, через канал
расположены Кузьминские судоремонтные мастерские, построенные через
пятьдесят лет после окончания строительства системы. Началом мастерских
послужила кузница на два горна. В 1898 году мастерские расширились и
обслуживали гидросооружения канала и проводили работы по его расширению
и углублению. Также персонал мастерских занимался расчисткой фарватера и
заменой шлюзовых ворот. Если изначальные ворота были деревянными, то
позже их сменили железные. После окончания Великой Отечественной эти
мастерские оказали огромную помощь при строительстве Волго-Балта. В
настоящее время мастерские осуществляют ремонт бакенов. Есть небольшая
самоходная баржа, регулярно проходящая по каналу для оценки состояния
бакенов и укрепления берегов системы. У Кузьминского отделения
Вытегорского округа путей сообщения даже был свой служебный пароход
"Кириллов" и несколько небольших паровых судов для обслуживания
гидросооружений и водного пути на протяжении 133 километров. Здесь же,
на берегу Кузьминского канала, были сняты сцены фильма-сериала
"Апостол". В берега канала вертикально вбиты брёвна, плотным строем,
препятствующие обрушению берегов в воду канала.
Мы покидаем берега Кузьминского канала и снова выезжаем на
дорогу, ведущую в сторону Топорни, минуем деревню Красново и вскоре
подъезжаем к деревне Шиляково, где заканчивается озеро Сиверское. Здесь,
на выезде стояла небольшая беседка и проживал бакенщик, выходивший перед
ночным временем в озеро и зажигавший фонари бакенов. Здесь же был
наплавной мост, являвшийся частью Череповецкого тракта, по которому до
недавнего времени ещё ходил рейсовый автобус в Череповец. Сейчас же,
после постройки новой дороги, наплавной мост представляет собой
живописные развалины.
Идея создания Северодвинской системы принадлежала ещё Петру
I. Система была призвана соединить реку Шексну
и Кубенское озеро, открывая путь к Архангельску. Но из-за событий
тогдашней внешней и внутренней политики этим планам не дано было
осуществиться. Об этой идее вспомнили только в 1818 году, когда
отправленная в Архангельск партия дуба прибыла туда только через два
года, что обошлось правительству в круглую сумму. В 1823 году были
проведены изыскательские работы в районе города Кириллова, в результате
которых был отыскан лучший вариант водного пути, в 1824 году был
выполнен проект, строительство по которому началось в 1825 году. А в
1828 году первые суда пошли в Архангельск. И вновь с партией дуба,
которая на сей раз была доставлена вовремя. В те времена система вполне
соответствовала своему назначению, неоднократно реконструировалась и до
строительства Волго-Балта, вместе с Мариинской системой (позже вошедшей
в Волго-Балт) служила нуждам государства. Суда, которые ходили по
Мариинской системе могли также проходить и по системе Северодвинской
без перевалки грузов.
Каналы неоднократно углублялись, по ним ходили два вида лодок
- полубарки и мариинки. Первые строились только на один сезон - доставив
груз к месту назначения они становились ненужными и их разбирали на
дрова. Ну, а мариинки служили дольше - несколько сезонов. Но и их ждала
та же судьба. По системе суда двигались несколькими способами - по
озёрам ходили под парусами, а по каналам, например по топорнинскому - с
помощью бурлаков. Местное население часто подрабатывало таким способом.
Вдоль канала была проложена дорога, которая называлась бечёвником.
Бурлаки и лошади протаскивали суда по каналу. А по Сиверскому озеру, как
правило, ходили под парусами. Также вдоль фарватеров каналов вбивались
бревна, называемые "палы" - на них заводились канаты и суда подтягивали
этими канатами вперёд. Также существовал способ, именуемый "завоз" -
перед судном завозился якорь, а затем судно подтягивалось к нему. Также
по каналам сплавляли лес, собирая его в плоты, размеры которых должны
были соответствовать размерам каналов.
Самая страшная часть пути проходила по Кубенскому озеру,
протяженность которого составляет около шестидесяти километров. Озеро
мелководное - всего четыре-шесть метров глубиной. По легенде Петр
I хотел заложить флотилию на этом озере, но,
узнав результаты замеров глубин, сказал: "Хороша лужица, да маловата
будет...". А при сильном ветре именно мелководность озера служила
причиной бедствий - суда и плоты на озёрной волне могло раскидать по
всему озеру. Поэтому существовало правило - всегда держаться
левого берега озера.
От деревни Шиляково едем вдоль канала к Топорне. Здесь берега
канала уже не укреплены брёвнами. Проезжаем деревню Соколье, жители
которой некогда звались соколами. Есть точка зрения, согласно которой
после отмены крепостного права местные жители стали считаться хозяевами
территории, держались "вольными соколами" и могли заниматься любой
деятельностью, в том числе, предлагая свои услуги по обслуживанию
каналов системы. Ныне же Соколье - это дачный посёлок, куда летом
приезжает великое множество людей, приезжающих сюда из Кириллова,
Вологды, Череповца и даже из Санкт-Петербурга. Рядом находится
Сокольский бор, само место очень красиво, богато грибами и ягодами, а в
проходящем рядом канале можно и купаться и ловить рыбу.
Въезжаем в Топорню, название которой происходит от
"земля на месте вырубленного леса, приготовленная под пашню". Сейчас это
тоже в большей степени поселение дачного типа. Зимой жизнь в этом краю
замирает. В Топорне находится система шлюзов. До недавнего времени они
были открыты со стороны берегов, а сейчас во многих местах обтянуты
колючей проволокой, снабженной запрещающими проход табличками. Нам
повезло и мы можем увидеть, как в шлюзе поднимается вместе с водой
баржа, обслуживающая канал и шлюзовые ворота. На всём протяжении
Северодвинской системы ранее было тринадцать шлюзов, но впоследствии
многие были удалены за ненадобностью и сейчас шлюзов осталось всего
семь. На топорненском канале шлюзов было три, ныне их осталось два -
первый был просто-напросто затоплен при строительстве Волго-Балта. А
счёт шлюзов так и начинается со второго. Когда-то ворота шлюзов были
деревянными и разводились и сводились вручную. Теперь же ворота стали
металлическими, а их открытие и закрытие механизировано. В старые
времена и берега каналов содержались в порядке и для красоты на них были
высажены березовые аллеи. Теперь же аллеи эти за старостью деревьев
вырублены, но взамен их уже ничего не было посажено. Сразу за шлюзами
начинается Волго-Балт, при строительстве которого самая красивая часть
Топорни была затоплена, как и многие другие селения, входившие в зону
строительства.
Часть
2. Сокольский Бор
|